Речь опять о грамотности . Недавно в сми очень горячо обсуждалась "сенсация": контрольный диктант студентов, зачисленных по результатам ЕГЭ, практически все написали с огромным количеством ошибок. "Прославился" факультет журналистики МГУ - там этот диктант показал, что в университет пришли малограмотные ребята. Результаты шокирующие...
Причина? ЕГЭ!
Проблема ЕГЭ сейчас волнует многих - и учащихся с родителями, и учителей, и преподавателей вузов, и министерство, и даже Думу. Остро стоит вопрос об
экзаменах по гуманитарным предметам - литературе, истории, русскому и иностранному языкам в форме теста.
Дескать, как сдавать ЕГЭ по истории или литературе, как формализовать эти предметы...И как при этом не разучить ребят мыслить и излагать эти мысли... ЕГЭ же виновато в том, что нынешние выпускники столь неграмотны.
Каждый по-своему видит и пытается объяснить эту злополучную "проблему курицы и яйца"...
Лично у меня в данном случае не возникает никакого когнитивного диссонанса. Если в школе детей учат русскому языку, а не готовят к ЕГЭ (дрессируя учеников), то не будет особых проблем на экзамене.
И хорошо бы, чтобы учащиеся умели не только вставлять буквы в слова (чему сейчас учат в школе), а знать эти слова, писать их правильно, "складывать" их в предложения и осмысленно употреблять. А то ведь (по признанию бывших выпускников, а ныне студентов) их учили писать не сочинения, а нечто аморфное, серое, примитивное, по шаблонам, без художественных приёмов, без сравнений, метафор и пр.
А в университет, в частности, на факультет журналистики, должны приниматься люди грамотные, т.к. это не рабфак, где нужно заново обучать правилам правописания и исключениям, склонению и спряжению, НЕ и НИ с прилагательными и причастиями и так далее, то есть тому, что недополучено в школе.
Там, насколько я понимаю, не орфографии учат, а стилистике, т.е. литературным нормам языка, стараются привить любовь к "хорошему" языку, искоренять штампы, небрежность, неоправданное снижение стиля, подбирать нужные слова, умело использовать многозначность слов, уметь их правильно сочетать, да много чего ещё...
Ведь все чаще слышатся тревожные голоса о том, что Россия прощается с родным языком, что из него уходит некая тайна, его диалекты, загадки древнего языка сказок, мифов, мы все стали говорить на унифицированном языке. А ещё того хуже - останется усредненный компьютерный язык, "падонковский" жаргон и т.п.
И всё-таки, видимо, не ЕГЭ виноват в том, что резко понизился уровень грамотности людей, что они теряют навыки письменной речи, что они не умеют общаться и т.д., и т.п.
Болтать (как-нибудь) детей научат родители, в садике. А дальше надо трудиться... И не в форумах постигать его богатство и правильность, а в книгах. Исследования показывают, что с 1991 года резко сократилось число людей, которые читают хотя бы одну книгу в год. Среди молодёжи доля систематически читающих упала с 48 до 28%. Ничего себе!
А что читают россияне?
18-24 года -- научная фантастика, фэнтези, мистика, современная переводная литература, "гламурная" проза;
25-39 лет -- любовные романы,современная отечественная проза, переводные современные детективы-бестселлеры;
40-54 года -- российские боевики, женский детектив, классический зарубежный детектив;
55 лет и старше -- историко-приключенческая проза, исторический роман, советские романы-эпопеи,
книги о Великой Отечественной войне, классика.
Что же, хоть к концу жизни россиянам удаётся познакомиться с классикой, может пригодится в "другой жизни", после реинкарнации.
По результатам международных исследований свыше 10% российских школьников функционально неграмотны, в то время как в странах-лидерах этот показатель не превышает 1%.
Вот так деградировала некогда "самая читающая страна". Обидно...
Поисковики частенько направляют ко мне запросы по правописанию конкретных слов, ударению. Поэтому решила пост закончить несколькими словами с правильным произношением. Сегодня вот что:
слово Августовский - ещё недавно следовало произносить с ударением на А, но после 2000 года стали возможны 2 варианта: и Августовский, и августОвский;
то же самое со словом автозавОдский - теперь можно и автозаводскОй;
А слово баловАть - так и нужно говорить баловАть, баловАться - это правильно. А бАловать, бАловаться - просторечное произношение;
в слове мАркетинг поставим ударение на первом слоге;
а бижутЕрия и бижутерИя - возможны оба варианты.
Давайте говорить правильно...
Причина? ЕГЭ!
Проблема ЕГЭ сейчас волнует многих - и учащихся с родителями, и учителей, и преподавателей вузов, и министерство, и даже Думу. Остро стоит вопрос об
экзаменах по гуманитарным предметам - литературе, истории, русскому и иностранному языкам в форме теста.
Дескать, как сдавать ЕГЭ по истории или литературе, как формализовать эти предметы...И как при этом не разучить ребят мыслить и излагать эти мысли... ЕГЭ же виновато в том, что нынешние выпускники столь неграмотны.
Каждый по-своему видит и пытается объяснить эту злополучную "проблему курицы и яйца"...
Лично у меня в данном случае не возникает никакого когнитивного диссонанса. Если в школе детей учат русскому языку, а не готовят к ЕГЭ (дрессируя учеников), то не будет особых проблем на экзамене.
И хорошо бы, чтобы учащиеся умели не только вставлять буквы в слова (чему сейчас учат в школе), а знать эти слова, писать их правильно, "складывать" их в предложения и осмысленно употреблять. А то ведь (по признанию бывших выпускников, а ныне студентов) их учили писать не сочинения, а нечто аморфное, серое, примитивное, по шаблонам, без художественных приёмов, без сравнений, метафор и пр.
А в университет, в частности, на факультет журналистики, должны приниматься люди грамотные, т.к. это не рабфак, где нужно заново обучать правилам правописания и исключениям, склонению и спряжению, НЕ и НИ с прилагательными и причастиями и так далее, то есть тому, что недополучено в школе.
Там, насколько я понимаю, не орфографии учат, а стилистике, т.е. литературным нормам языка, стараются привить любовь к "хорошему" языку, искоренять штампы, небрежность, неоправданное снижение стиля, подбирать нужные слова, умело использовать многозначность слов, уметь их правильно сочетать, да много чего ещё...
Ведь все чаще слышатся тревожные голоса о том, что Россия прощается с родным языком, что из него уходит некая тайна, его диалекты, загадки древнего языка сказок, мифов, мы все стали говорить на унифицированном языке. А ещё того хуже - останется усредненный компьютерный язык, "падонковский" жаргон и т.п.
И всё-таки, видимо, не ЕГЭ виноват в том, что резко понизился уровень грамотности людей, что они теряют навыки письменной речи, что они не умеют общаться и т.д., и т.п.
Болтать (как-нибудь) детей научат родители, в садике. А дальше надо трудиться... И не в форумах постигать его богатство и правильность, а в книгах. Исследования показывают, что с 1991 года резко сократилось число людей, которые читают хотя бы одну книгу в год. Среди молодёжи доля систематически читающих упала с 48 до 28%. Ничего себе!
А что читают россияне?
18-24 года -- научная фантастика, фэнтези, мистика, современная переводная литература, "гламурная" проза;
25-39 лет -- любовные романы,современная отечественная проза, переводные современные детективы-бестселлеры;
40-54 года -- российские боевики, женский детектив, классический зарубежный детектив;
55 лет и старше -- историко-приключенческая проза, исторический роман, советские романы-эпопеи,
книги о Великой Отечественной войне, классика.
Что же, хоть к концу жизни россиянам удаётся познакомиться с классикой, может пригодится в "другой жизни", после реинкарнации.
По результатам международных исследований свыше 10% российских школьников функционально неграмотны, в то время как в странах-лидерах этот показатель не превышает 1%.
Вот так деградировала некогда "самая читающая страна". Обидно...
Поисковики частенько направляют ко мне запросы по правописанию конкретных слов, ударению. Поэтому решила пост закончить несколькими словами с правильным произношением. Сегодня вот что:
слово Августовский - ещё недавно следовало произносить с ударением на А, но после 2000 года стали возможны 2 варианта: и Августовский, и августОвский;
то же самое со словом автозавОдский - теперь можно и автозаводскОй;
А слово баловАть - так и нужно говорить баловАть, баловАться - это правильно. А бАловать, бАловаться - просторечное произношение;
в слове мАркетинг поставим ударение на первом слоге;
а бижутЕрия и бижутерИя - возможны оба варианты.
Давайте говорить правильно...
0 коммент :
Отправить комментарий