Отдохну-ка я от этого тяжёлого чтения в СМИ и социальных сетях. И почитаю что-либо иное для души - не столь зачитанное и широко известное.
Например: Зинаида Николаевна Гиппиус. Кстати, в этом году исполняется 150 лет со дня рождения этой удивительной женщины - поэта, писателя, литературного критика, можно сказать, ярчайшего представителя Серебряного века.
"Высокая стройная блондинка с длинными золотистыми волосами и изумрудными глазами русалки", – так описывает ее издатель журнала "Новый путь" П. П. Перцов. Издательница журнала "Северный вестник" Л. Я. Гуревич вспоминает ее "светлые прищуренные глаза, в которых было что-то зовущее и насмешливое, она не могла не обращать на себя всеобщего внимания..."
А с другой стороны: "Декадентская мадонна", "белая дьяволица", вызывающая и дерзкая "ведьма"... Вокруг неё бесконечные слухи, сплетни, легенды о её многочисленных любовниках и даже её бисексуальности. При этом, по утверждению Гиппиус, со своим супругом Д.Мережковским они прожили вместе 52 года, "... не разлучаясь ни на один день".
Впрочем, никто иной, как она сама, умножала многочисленные слухи - бравадой, с какой читала на литературных вечерах свои "кощунственные" стихи, знаменитой лорнеткой, которой близорукая Гиппиус пользовалась с вызывающей бесцеремонностью, ожерельем, сделанным из обручальных колец ее женатых поклонников, а поклонников ее поэзии была тьма.
Чего стоит её посещение религиозно-философского собрания (кстати, она же активно участвовала в их организации), когда она явилась в глухом чёрном просвечивающемся платье на розовой подкладке, и при каждом движении создавалось впечатление, что она под ним голая. Почтенные церковные иерархи, пришедшие обращать интеллигентов в истинную веру, косились на нее и стыдливо отводили глаза.
Гиппиус притягивала к себе людей и внешностью, и поэтической славой, и обаянием, и своей незаурядностью... Но одновременно и отталкивала надменностью, высокомерием, злой и беспощадной насмешливостью, холодным экспериментированием над людьми.
Сама же была равнодушна к бесчисленным оскорблениям в свой адрес, на которые тоже не скупились критики и фельетонисты, и вообще была равнодушна к литературным мнениям и к своей литературной славе.
В Париже в эмиграции Гиппиус стала идейным (смертельным и непримиримым) врагом большевиков. Никакого сотрудничества и отношений с советской администрацией, никаких уступок и компромиссов. Только противостояние, борьба и разоблачение преступного, антинародного характера новой власти там, в России.
И несколько стихотворений:
Бессилье
Смотрю на море жадными очами,
К земле прикованный, на берегу...
Стою над пропастью - над небесами,-
И улететь к лазури не могу.
Не ведаю, восстать иль покориться,
Нет смелости ни умереть, ни жить...
Мне близок Бог - но не могу молиться,
Хочу любви - и не могу любить.
Я к солнцу, к солнцу руки простираю
И вижу полог бледных облаков...
Мне кажется, что истину я знаю -
И только для нее не знаю слов.
1894
Все она
Медный грохот, дымный порох,
Рыжелипкие струи,
Тел ползущих влажный шорох...
Где чужие? где свои?
Нет напрасных ожиданий,
Недостигнутых побед,
Но и сбывшихся мечтаний,
Одолении - тоже нет.
Все едины, всё едино,
Мы ль, они ли... смерть - одна.
И работает машина,
И жует, жует война...
1914
Непоправимо
Невозвратимо. Непоправимо.
Не смоем водой. Огнем не выжжем.
Наc затоптал - не проехал мимо!-
Тяжелый всадник на коне рыжем.
В гуще вязнут его копыта,
В смертной вязи, неразделимой...
Смято, втоптано, смешано, сбито -
Все. Навсегда. Непоправимо.
Октябрь 1916
Закат
Освещена последняя сосна.
Под нею темный кряж пушится.
Сейчас погаснет и она.
День конченый - не повторится.
День кончился. Что было в нем?
Не знаю, пролетел, как птица.
Он был обыкновенным днем,
А все-таки - не повторится.
Июль-Август 1928, Thorrenc, Chateau des 4 Jours
Telegram Вести с диванов
0 коммент :
Отправить комментарий