Сказал это поэт ещё в далёком 1965 году. С тех пор ему предстояло жить ещё долго-долго. Та жизнь сегодня уже кажется нереальной, как на далёкой "странной" планете.
Но именно там он стал Поэтом с яркой творческой судьбой, вобравшей в себя столько всякого: "разноталантливый" (поэт, писатель, актер, сценарист), парадоксальный, жадный до впечатлений, живой, искренний, непосредственный... Всё это сделало его кумиром той новой аудитории, той новой эпохи, в которой он (вместе с другими поэтами того времени) всё-таки выделялся даже на их замечательном фоне). Кто-то из его современников сказал: то была Эпоха, а он в ней трубадур. И Неугомонный человек.
Евгений родился 18 июля 1932 года. Отец - геолог и поэт-любитель Александр Рудольфович Гангнус (прибалтийский немец); мать - Зинаида Ермолаевна Евтушенко - актриса, заслуженный деятель культуры РСФСР.
В 1944 году Евгений стал Евтушенко - мать поэта поменяла фамилию сына на свою девичью.
За долгую жизнь поэта было много-много всякого:
учёба в Литературном институте им. А.М. Горького, из которого был исключён за "дисциплинарные взыскания", а также за поддержку романа Владимира Дудинцева "Не хлебом единым";
первая книга стихов "Разведчики грядущего" в 20 лет, в том же году - он самый молодой член Союза писателей СССР;
безмерная популярность среди молодёжи, выступления на переполненных стадионах (вместе с другими поэтами Б.Ахмадулиной, А.Вознесенским, Б.Окуджавой, Р.Рождественским);
сборники стихов сотнями тысяч экземпляров (а попробуй "достать"!): Третий снег, Шоссе энтузиастов, Обещание, Стихи разных лет, Яблоко, Нежность, Взмах руки;
тысячные вечера в Большой аудитории Политехнического музея;
номинация на Нобелевскую премию по литературе (1963 г.);
секретарь Правления Союза писателей СССР,
"народный избранник" (до конца существования СССР).
многочисленные женщины, шумный успех и частые скандалы - и вокруг стихов, и вокруг личной жизни (четырежды женат);
зависть - спутница успеха и такой интересной, неординарной жизни этого неугомонного человека.
Одни им восхищались, зачитывались, заслушивались, другие завидовали, третьи презирали за то, что "был обласкан" властью, что он мог себе позволить и говорить, и делать больше, чем другие, что носил кошмарные кричащие пиджаки и рубашки и тому подобное...
Кажется парадоксальным, что он всегда был в оппозиции — и почти всегда считался поэтом государственного уровня. У него не было страха, он не боялся сказать о бабьем яре, выступал против ввода войск в Чехословакию, писал письма в защиту диссидентов, но одновременно объездил с гастролями всю страну и даже выезжал за рубеж.
Известны его выступления в поддержку советских диссидентов Бродского, Солженицына, Даниэля. Впрочем, Иосиф Бродский активно недолюбливал Евтушенко (со слов Сергея Довлатова известна его крылатая фраза "Если Евтушенко против колхозов, то я — за"). Он резко раскритиковал избрание Евтушенко почётным членом Американской академии искусств и словесности в 1987 году. Очень негативно (высокомерно и злобно) Бродский отзывался об Евтушенко как о поэте и человеке. В ряду острых критиков был также и Андрей Тарковский. А уж что говорить о толпе критиков (или завистников?) из числа попроще.
А он был честолюбив, сверкал как фейерверк, был неутомим в творчестве - писал стихи и прозу, снимал фильмы, играл в них, выступал перед многотысячными залами и площадями. Время было такое - поэзией дышало все вокруг. А сколько песен на его стихи пели все лучшие исполнители того времени (Шульженко, Магомаев, Градский, Пугачёва, Беседина, Малинин, Никулин, Горовец, Хиль, Гурченко, Герман, Никитин, Гуляев, Бернес, Отс, Эйзен, ансамбль им.Александрова, Кобзон, Зыкина, Трошев, Великанова,Кристалинская, Пахоменко, Сенчина, Кикабидзе, Ротару, Толкунова и многие другие), сколько прекрасных стихов написано специально для кино...
А вот пришёл 1991-й год и, похоже, что на защиту "свободы" вышли его читатели. А сам поэт? Сейчас ему опять пеняют, что он "свинтил", то есть сбежал из России. Вот его восприятие этой "свободы":
недоносок.
Среди озлобленной резни
ей опереться бы на посох
крестьянской мудрости Руси.
Свобода наша - враг свободы
и неспособна на любовь.
За все униженные годы
нам униженьем платит вновь.
Свобода - пьяница, калика,
то врет,
а то не вяжет лыка,
а может, сбитой с панталыку,
ей просто нечего сказать?
И вместо девственного лыка
она показывает зад.
Хочу свободу -
не разброда
и для себя,
и для народа,
чтоб не была свобода ода
опять с трагическим концом.
Да и свобода ли -
свобода
с нечеловеческим лицом?
1992
В 1991 году Евтушенко заключил контракт с американским университетом в городе Талса (штат Оклахома), уехал с семьёй преподавать в США, где жил до последнего дня, но время от времени приезжал в Россию, чтобы выступить перед своими поклонниками (его концерты всегда проходили с неизменным аншлагом) или получить государственную награду (в 2010-м он стал лауреатом Госпремии России).
Поэт перенёс сложные операции (ампутация ноги, кардиостимулятор, наконец рак). 31 марта 2017 года он был госпитализирован в тяжёлом состоянии в США, 1 апреля 2017 года, около 19:30 по московскому времени, Евгений Евтушенко скончался от остановки сердца мирно во сне на 85-м году жизни в окружении родных.
Евгений Евтушенко просил похоронить его в поселке Переделкино рядом с могилой поэта Бориса Пастернака.
Судя по прошедшей у нас информации, церемония прощания с поэтом пройдет в США и в России. В США это планировалось на 5 апреля, т.е. на сегодня.
В Москве гражданская панихида пройдет в Доме литераторов, а похоронен Евтушенко будет, как и планировалось, в подмосковном Переделкино (дата похорон несколько раз менялась, на сегодня это - 11 апреля).
Вот и всё... Только прекрасные стихи Поэта.
С. Преображенскому
Людей неинтересных в мире нет.
Их судьбы -- как истории планет.
У каждой все особое, свое,
и нет планет похожих на нее.
И если кто-то незаметно жил
и с этой незаметностью дружил,
он интересен был среди людей
самой неинтерестностью своей.
У каждого свой тайный личный мир.
Есть в этом мире самый лучший миг.
Есть в мире этом самый страшный час.
Но это все неведомо для нас.
И если умирает человек,
с ним умирает первый его снег,
и первый поцелуй, и первый бой...
Все это забирает он с собой.
Да, остаются книги и мосты,
машины и художников холсты;
да, многому остаться суждено,
но что-то ведь уходит все равно.
Таков закон безжалостной игры,
Не люди умирают, а миры.
Людей мы помним, грешных и земных...
А что мы знали, в сущности о них?
Что знаем мы про братьев, про друзей?
Что знаем о единственной своей?
И про отца родного своего
мы, зная все, не знаем ничего.
Уходят люди, их не возвратить.
Их тайные миры не возродить.
И каждый раз мне хочется опять
от этой невозвратности кричать.
1962
0 коммент :
Отправить комментарий