понедельник, 27 марта 2017 г.

Roma Aeterna - Вечный Рим



Вечным Римом любовались недавно москвичи в Третьяковской галерее. Это был уникальный проект: впервые Музеи Ватикана показали в России лучшую часть своей коллекции — шедевры XII–XVIII веков, в том числе работы Джованни Беллини, Мелоццо да Форли, Перуджино, Рафаэля, Караваджо, Гвидо Рени, Гверчино, Никола Пуссена.



42 живописных произведения были представлены здесь. Организаторы выставки говорят, что никогда ранее Музеи Ватикана, входящие в десятку крупнейших мировых собраний, не вывозили за свои пределы одновременно столько выдающихся произведений из постоянной экспозиции.

Выставка продлевалась на 10 дней, работала без выходных.

Из соображений безопасности, а также для соблюдения температурного режима, музею пришлось ограничить вход. Он был организован по сеансам, чтобы в зале присутствовали не более ста человек. Вследствие этого билеты пользовались большим спросом. Третьяковке пришлось даже ввести именные билеты, а потом и отменить живую очередь в кассы.

В ответ в рамках проекта "Roma Aeterna..." в 2017 году в Ватикане пройдет выставка, часть экспонатов  которой составят произведения русской живописи на евангельские сюжеты из коллекции Третьяковской галереи.


Пинакотека - это часть Ватиканских музеев — одного из крупнейших музейных комплексов мира. В ее 18 залах в хронологическом порядке выставлены около 460 живописных произведений на религиозные темы, созданные великими художниками.

Название "пинакотека" происходит от греческого слова pinakes - рисованные таблички из дерева или обожженной глины, первые образцы живописи великих мастеров Древней Греции. Впоследствии римляне переняли этот обычай. Работы известных мастеров выставлялись в богатых частных коллекциях и общественных зданиях.

История Пинакотеки Ватикана началась с Папы Пия VI  - он стал основателем коллекции, составившей основу будущей Ватиканской Пинакотеки, разместив ее в Галерее Картин.

Однажды Наполеон (1797г.) приказал отправить многие из картин в Париж. 18 лет спустя на Венском конгрессе было принято решение вернуть картины в Ватикан.

Новая Ватиканская Пинакотека неоднократно меняла своё месторасположение. А в 1932 году она обрела постоянный дом: по велению Папы Пия XI для Ватиканской Пинакотеки было выстроено новое здание, созданное знаменитым архитектором Лукой Бельтрами.

                                         

Собрание Пинакотеки  интересно и ценно тем, что в ней сосредоточено семь веков истории Папского государства, истории Рима и римского искусства.  А потому и "Roma Aeterna" - "Вечный Рим".  


Начало выставки -  редчайший образец римской школы XII века, икона "Христос Благословляющий", написанная под сильным влиянием Византии. Икона
прежде никогда не экспонировалась на временных выставках и не покидала пределы Ватикана.




За ней следовало одно из самых ранних изображений Франциска Ассизского в исполнении Маргаритоне д'Ареццо (1270-1280). Эта работа вошла во все учебники по истории искусства, эксперты ценят её за то, что она является одним из самых ранних изображений святого, сыгравшего важную роль в истории западной церкви.
Возможно, это его портрет.







Джованни Беллини. Пьета ("Оплакивание Христа"-  около 1464–1470), составляющая цвет папского собрания;



к подобным сокровищам, наряду с этим хрестоматийным произведением  Беллини, относится "Сон святой Елены" Паоло Веронезе (1580).


Наибольшего могущества папский Рим достиг в XVII веке, в эпоху барокко, и живопись именно этого столетия представлена наиболее полно в папских собраниях.



Из шедевров этого времени на выставке были: "Положение во гроб" Караваджо - шедевр, повлиявший на историю всей мировой живописи (1600–1604);







полотно Никола Пуссена "Мученичество святого Эразма"(1628) - самое большое произведение художника, написанное специально для собора Святого Петра.





Из Ватикана приезжали три фрески Мелоццо да Форли.



Фреска "Ангел с виолой" (1480) была написана для базилики Санти-Апостоли в Риме. После серьезной перестройки церкви многие фрески да Форли были утрачены, но ангелов удалось спасти — и в начале XVIII века они отправились в Ватикан

Эти ангелы, которых называют "самыми знаменитыми ангелами" в мире, практически никогда Рим не покидают.




Ещё один необычайный экспонат кисти Эрколе де Роберти "Чудеса святого Винченцо Феррери", признанная одним из изощреннейших произведений Ренессанса. Именно о работах де Роберти юный Микеланджело когда-то сказал, что они стоят половины Рима (имелись в виду фрески в капелле Гарганелли в соборе Св. Петра, впоследствии утраченные).
                                                                                             

Завершала выставку серия работ Донато Крети "Астрономические наблюдения" XVIII века, вобравшая в себя восемь небольших картин с изображениями планет Солнечной системы.

История этой серии картин весьма примечательна. Граф Луиджи Фердинанди Марсиньи, натуралист и любитель астрономии, решил склонить Папу Климента XI к строительству астрономической обсерватории. Он заказал художнику Донато Крети серию картин "Астрономические наблюдения" и преподнес картины понтифику в дар, который был благосклонно принят. А через несколько лет при Институте науки в Болонье была построена первая публичная астрономическая обсерватория.

                                          

 Это лишь небольшая часть сенсационной (можно сказать) выставки шедевров из Пинакотеки Ватикана. Московская выставка - самая масштабная, которая когда-либо была представлена за пределами Ватикана. За три месяца на этой выставке побывали 163 тысячи человек.

Повезло тем, кому посчастливилось попасть на неё. А ещё больше тем, кто любовался шедеврами Пинакотеки на её родине. Ура, я в их числе.


Ник vera-veritas зарегистрирован за мной!

0 коммент :

Отправить комментарий