Уже не первый месяц книга Пелевина занимает первое место в рейтинге продаж в крупнейших книжных магазинах Москвы. И прочла я её давным-давно, уже что-то и подзабылось.
Вообще-то говоря, рассказывать о романе я даже и затрудняюсь.
О чём роман? Казалось бы, о многом, в том числе актуальном: здесь и войны, и терроризм, и интернет, и даже события на Украине.
Роман ли это? Не знаю, да, наверное, и неважно. Автор считает, что его «странная книга содержит три повести» и еще «объяснительный текст, соединяющий их в целое».
Первая повесть о Киклопе - писателе-дилетанте, повествующем в своём произведении о своей жизни. Это столичный житель, неожиданно открывший в себе сверхестественные способности, в результате чего он становится ясновидцем Киклопом, которому дано читать человеческие души и даже кое-что подправлять в соответствии с планом Творца. Весь мир его обитания произошел от компьютерной игрушки Angry birds.
Ему противостоят некие зловещие Птицы, которые из своего далекого далёка видят Киклопа в образе зеленого вепря, который упорядочивает мироздание; Птицы ведут с ним борьбу, время от времени швыряя в него попавшимися под лапу людьми.
"...Вепря вели на алтарь. А Николай был жертвенным кинжалом — и Вепрь теперь косил на него мудрым старым глазом, хорошо зная, зачем к нему приближается этот перепуганный визитер.
Паря в небе, Николай постепенно замечал следы прежних ударов по чертогу Творца — зазубрины, оставленные на таинственнойсубстанции пространства-времени.
Он был не первым живым снарядом, посланным Птицами в Вепря. Вокруг того, что представлялось Николаю развалинами круглой колоннады, валялось множество присыпанных красной пылью трупов — раньше он принимал их за выступы почвы.
Это была инфернальная свалка уродцев, гарпий и химер. Перепонки, крылья, когтистые хвосты, многозубые челюсти, иглы, жала... Словно бы чья-то злая воля пробовала форму за формой, подбирая отмычку к последним вратам, скрещивая ангелов со свиньями... Самым жутким, конечно, были мелкие детали — крашеные завитки шерсти, сережки в раздваивающихся ушах, драгоценные кольца, продетые сквозь веки и губы... Одежда и украшения на некоторых уродцах предполагали, что Птицы погубили целые цивилизации и культуры, чтобы испытать новое острие для своего копья — а эти живые наконечники, должно быть, размышляли при свете древних звезд, какая сила и с какой целью вызвала их к бытию...
Но самым современным оружием был Николай — и миллионы таких, как он, уже шагнувшие в пучину революций и мировых войн... Николаю вспомнились строки его великого тезки Гумилева:
Я кричу, и мой голос дикий,
Это медь ударяет в медь,
Я, носитель мысли великой,
Не могу, не могу умереть..."
Сам Киклоп (рассказчик) имитирует работу в офисе,он называет себя офисной креветкой, изображая бурную деятельность. Курьеры DHL доставляют ему в своих сумках обеды, а он в своём кабинете играет на компьютере и пишет свои вот эти самые рассказы. Как и положено киклопу, он подслушивает сквозь стены мысли соседей по офису, подглядывает за их развлечениями, среди которых едва ли не самыми важными являются компьютерные игры и порнография.
Под его офисом расположена редакция либерального сайта contra.ru. Из сотрудников Контры наибольший интерес для Киклопа представляет Кеша.
Кеше посвящена вторая, самая объемная повесть Киклопа. Кеша пишет статьи для Контры, а в свободное время пропадает в интернете и троллит всех подряд: "ватников", "укров", геев, гомофобов...
Вот как представляет Пелевин блогосферу и одно из любимых занятий Кеши:
"Сначала он проглядел френдленту. Там опять была одна политика. Белочервие ядовито угрызало быдломассу, а быдломасса тупо топтала белочервие. Нашли друг друга. Ну что же, даем мастер-класс...
Кеша перелогинился на левый ник, закрыл глаза и представил себе, как превращается в огромного, каменного, обросшего мхом и ракушками тролля...
Открыв глаза, он положил ладони на клавиатуру. Выходной начался.
Сперва, конечно, Украина.
Забравшись на ветку под названием «Общество Рагульско-Кацапской Дружбы», где шел перманентный срач с бандерлогами, Кеша оглядел поле боя.
Третья мировая была в самом разгаре. Высоколобые филологи и интеллектуалы до сих пор делали вид, что способны взяться за руки и среди всеобщего безумия вести уважительный и сбалансированный межкультурный диалог, вырабатывая понемногу дорожную карту будущего примирения:
— Ах, Тенерифе... Помните, как у Ярослава Могутина? Сначала я <...> рагуля, потом рагуль <...> меня.
— Та тьфу на вас, вечно все опошлите. Там не «рагуль» а «Рауль»...
Войско рагулей вывесило свежий постер: Янукович, согнувшийся под тяжестью шапки Мономаха, сорванной с изумленного Путина. Лучше всего неведомому художнику удалась гримаса на лице Януковича, в которой слились торжество, страх и мучительная неспособность противостоять давней страсти — просто какие-то Достоевские подробности и глубины. Твердая четверка, подумал Кеша, тема шапок раскрыта.
Сегодня он сражался против бандерлогов.
Подав для виду пару тусклых реплик, он дождался нужного поворота дискуссии и выложил заготовленный на прошлой неделе продукт. Это была фотожаба с голыми братьями Кличко — говорили, откуда-то из гей-журнала.
Жаба выглядела роскошно: над загорелымы братанами — слово «УДАР», а под ними — предлагаемый электоральный слоган:
ЯКЩО ТОБІ БОЛЯЧЕ, У ТЕБЕ ГЕМОРОЙ!
Для тех, кто не в теме, Кеша оставил под фотожабой линк на криптопорнуху, снятую прежней украинской беспекой, где какой-то прогрессивный журналист говорил то же самое своему партнеру, только по-русски. Кеша добавил от себя короткий комментарий — мол, непонятно, отчего сексуальное поведение, достойное римского полководца, считается на Украине компроматом. Или дело в том, что журналист, долбясь в сраку, говорит по-русски?
Погрузив врага в тяжелое раздумье, Кеша задумался и сам — почему, интересно, любой хохлодискурс с какого-то момента вырождается в гомосрач? А вот наоборот случается редко...
...Кеша опять перелогинился, перепрыгнул на другую ветку и с удовольствием потроллил сперва ватных («тех, кто носит «адидас», завтра родина продаст» ... «на майдане плитку с улиц пустили на снаряды — информация к размышлению: не агент ли ЦРУ жена Собянина?»), потом рукопожатников («Сегодня слово «рукопожатный» означает, что по вашему адресу уже выехал вежливый каменный гость»), а потом вступил в бодрый говносрач с известным блогером, для затравки обозвав того «звездой медиахолдинга «Ж2»:
Приветствую революционную матрасню!...
Я не мартышка, я в служебной шапке-невидимке!.. Ща представлюсь. Заслуженный блогер РФ, майор сетевого спецназа, создатель мемов «Еуропа це Україна» и «Идите ... фейсбучане»... Требуем закрыть холдинг///2 нах!
Бан. Жаль, прошлый раз у дяди пукан нехило так бомбанул. Тогда Кеша объяснил, что секс с матрасом — это единственная форма pledge of obedience американскому флагу, доступная публичному интеллектуалу в эпоху гонений на свободное слово... И вот они, гонения...
Вздохнув, Кеша перелез на другую ветку, поучаствовал немного в многолетней, как пушкинский дуб, дискуссии на тему «сколько пида-расы заплатили Охлобыстину и в какой уже раз» — и, перевалившись через пару топиков, оказался на ЛГБТ-поляне (народная замета — если день начался с хохлосрача, то завершится здесь)..."
Однажды в редакцию пришел обмотанный пластитом террорист Бату Караев и взорвал "Контру" вместе с Кешей и другими сотрудниками. Кстати, там был толстый поэт и журналист Гугин, который каждый день писал стишок на злобу дня, составляя как пародию на какое-нибудь известное стихотворение (!). И он тоже взорвался.
Большая часть повествования посвящена тому, как Киклоп видит будущее Кеши.
В будущем люди находятся во власти построенной ими же компьютерной цивилизации. Они "живут"в прозрачных коконах в антигравитационном пространстве над замусоренной землей. "Живут" исключительно виртуальной реальностью, где правят огни всемогущих цукербринов.
Еда и очищенный воздух им поступает через маску, а выделения организма отводятся через специальные трубки. Автоматическая система омывает тело и бреет волосы через заданные промежутки времени, специальные устройства массируют мышцы.
Здесь даже думать не требуется - готовые мысли текут в мозги вместе с воображаемым шампанским...
Чем они занимаются? Живут в виртуальной реальности. В череп человека вделан facetop, на руках сенсоры, которые могут передать в мозг любые ощущения пользователя.
У Кеши в будущем та же маленькая слабость, что и в настоящем - "интерес" к несовершеннолетним японским школьницам (педофилия).
Хотя у Кеши есть жена, так называемый социальный партнер. Социальные партнеры встречаются лишь в виртуальной реальности, где она выглядела как Мерилин Монро, т.е. была несколько полновата и старовата... Партнеры обязаны регулярно заниматься сексом, для чего в мембране предусмотрено специальное отверстие. У социальных партнеров иногда рождались дети, что и было целью партнерства. Но Мерилин не беременела.
Наш герой во время секса ухитряется вместо образа жены представить образ японской школьницы в гольфиках и мини-юбке, с "журавлиными" ногами и хрупкими бёдрами.
Люди в капсулах все время спят, их сны делятся на разные фазы: фаза общественного сна, где они встречаются, произвольного сна, где человек видит то, что хочет, и фаза индивидуального сна - там показывают нужные фильмы и другие полезные программы.
Все мысли Кеши мониторит система, она умеет отличать страх, ненависть — негативные эмоции — от позитивных, и может предупреждать, если первых становится больше нормы. После этого обычно отправляют на anger management.
Вот такая замечательная жизнь!
Террорист Бату Караев присутствует и в будущей жизни героя. Однажды (после неожиданной смерти своего социального партнёра - Мерилин Монро - Кеша обнаруживает, что этим партнёром был не кто иной, как Бату Караев, который скрывался под видом старой нимфоманки. Он умер, но оставил Кеше послание.
В нем он объяснил свое поведение. Когда-то Бату был программистом и носил другое имя. Но однажды он понял, что человек не свободен в своих мыслях. Эти мысли ему навязывают цукербрины – захватчики, похожие на тройные вирусы, которые питаются сексуальной энергией человека. Их можно уничтожить только вместе с носителем.
Программист взял себе имя древнего террориста и начал мстить. Он умел создавать вирусы, убивающие людей во сне. Им снилось, что их взрывают, и они, в самом деле, умирали. Так он убил 500 цукербринов, но потом понял, что и его мысли не свободны, а навязаны: системе нужны террористы для еще большего контроля над людьми.
В результате он перестал мстить и начал скрываться, в том числе рядом с Кешей. Бату проинструктировал, как оповестить систему, что его социальный партнер мертв.
Кеша оказался в другом месте, его статус повысился благодаря тому, что он уничтожил террориста "беспрерывным" сексом с социальным партнёром. Теперь он может жить внизу в настоящем доме. Ему даже построили памятник. Кеша (в общественном сне) приходит на площадь, вокруг толпы народа... Когда с памятника сбрасывают простыню, под ней оказалась бомба. Взрыв...
Интересно представлены в романе причинно-следственные связи. Как некогда у Булгакова «Аннушка уже купила подсолнечное масло, и не только купила, но даже и разлила. Так что заседание не состоится», так и у Пелевина всё случается из-за окурка:
«Бывают кинокомедии (и фильмы ужасов тоже), в которых прослеживаются очень длинные причинно-следственные связи. Например, брошенный с киевского балкона окурок попадет на воротник сотнику Гавриле, переходящему дорогу...
Гаврило останавливается и начинает чистить камуфляж. Его сбивает вылетевший из-за угла грузовик с покрышками, Гаврило в тот вечер не выходит на трибуну майдана, Янукович еще на полгода сохраняет свой золотой батон, Крым остается украинским, Обама не обзывает Россию региональным бастионом реакции, и все остальные колеса истории, большие и малые, не приходят в движение. Направление, в котором сместится равновесие мира, зависит от того, попадет ли окурок в сотника в нужный момент».
Пелевин рассматривает альтернативные варианты поступков и событий, приводящих к грандиозным переменам. Как раздавленная бабочка в прекрасном рассказе Рэя Бредбери радикально меняет ситуацию, так и здесь от зонтика в руках некой вредной гражданки может зависеть, состоится ли переворот на Украине, уйдет ли в отставку Виктор Янукович и будет ли Крым возвращен в состав России.
«Я не знал ничего про связь зонтика с Крымом – хотя мог бы при желании проследить все причинно-следственные переходы. Но я так не делал. Я лишь чувствовал инстинктом, что равновесие мира проще всего уберечь, чуть поработав с этой совершенно незнакомой мне гражданкой и ее зонтом. Я не вглядывался в будущее без нужды, ибо всезнание было мучительным».
Последний короткий рассказ — своего рода утопия: описание Эдема, который доступен лишь чистым и цельным душам. Автор становится проповедником и напоминает, что надо следовать заповедям.
Кончается книга тем, что Киклоп прощается с читателем: «Каким этот мир окажется — пока неясно и мне самому».
См.также:
Виктор Пелевин "Бэтман Аполло"
Пелевин. S.N.U.F.F.
0 коммент :
Отправить комментарий