среда, 26 марта 2014 г.

Б.Акунин. История Российского государства. Продолжение



Всё-таки я дочитала "Историю..." Акунина. И правильно сделала: здесь как раз изложены любопытные заключения автора и его отношение к периоду истории российского государства как части Европы.


Я остановилась на княжении Юрия Долгорукого, того самого, чья огромная статуя с вытянутой рукой стоит напротив мэрии. Он-то у нас и считается основателем Москвы.

Но Акунин (и другие авторы) так не считает: "Однако Юрий Владимирович Москвы не основывал и даже не собирался этого делать. Если у него и имелись планы основать новую столицу (Киев к князю был неласков), то они могли касаться личной резиденции Долгорукого – городка Кидекша близ Суздаля. Этот замок Юрий усердно отстраивал и укреплял, кажется, придавая ему большое значение. Москва же князя совершенно не интересовала. Это было дальнее и маловажное сельцо, принадлежавшее боярину Кучке...

...Слава основателя российской столицы досталась Долгорукому из-за того, что впервые этот населенный пункт упоминается летописью в правление Юрия. Здесь он встречался со своим союзником новгород-северским князем Святославом..."

Ну там, как водится, из-за чего-то князь рассердился на боярина и велел его убить, а сельцо присоединить к владениям Долгорукова. Карамзин, оказывается, красиво написал по этому поводу: "Капитолий заложен на месте, где найдена окровавленная голова человеческая; Москва также на крови основана и к изумлению врагов наших сделалась Царством знаменитым".


Подробно описал Григорий Шалвович особенности жизни ещё одного славного русского города - Новгорода, особенно его политическую жизнь - новгородское вече. Все мы уже кое-что слышали об этом замечательном феномене, а недавно, по-моему, даже и наблюдали (кто on-line, а кто off-line) подобное явление.

Это когда собрание горожан решало все вопросы: "призывало и прогоняло князей, объявляло войну и заключало мир, устанавливало законы – то есть выполняло функции некоего парламента...

...Никакого регламента, никакого кворума не существовало - сколько людей собралось – столько собралось. Обычно вече созывалось по воле органов городского управления, но бывало и по-другому: группа решительно настроенных горожан начинала бить в колокол, требуя решения по какому-нибудь экстренному поводу... Голосование велось на глаз, вернее на ухо: за какое предложение громче кричали, то и считалось принятым. При этом меньшинство не имело права остаться при своем мнении – требовалось, чтобы приговор был единогласным. Возражающих принуждали к согласию побоями..."

Со временем в Новгороде появились свои "политтехнологи" и разные специфические профессии: крикуны (клакеры, оравшие на вече за "своего" человека); ябедники, возбуждавшие толпу против заранее намеченной жертвы; коромольники - они затевали смуту для того, чтобы прибрать к рукам власть в городе. "Это были заговорщики, которые готовили и проводили вече таким образом, чтобы народ прогнал прежнюю администрацию и избрал новую. Новгородская история изобилует «конституционными переворотами» подобного сорта..."

Ну и чем нынешний украинский майдан отличается от нашего новгородского вече? А, в то время ещё не было "москалей" и не кричали "москаляку на гиляку!", но наверняка кричали что-нибудь другое... Всё течёт...



Акунину больше нравится та Русь (до 1237 года), которая, по его мнению, была органичной частью европейского мира и в культурном развитии не только не уступала, но порой и опережала многие страны Европы (например, по части грамотности).

Законы на Руси тоже были европейского типа, они сложились из смешения двух разных юридических систем – германской и византийской.
В домонгольской Руси человек жил намного свободнее, а правосудие было куда менее жестоким.

Не было на Руси и крепостничества. Смерды были лично свободны и могли передавать свои земельные наделы по наследству. Они не были привязаны к помещику.

Несравненно лучше было положение женщин – намного независимей, чем в последующие века, девочек обучали грамоте, жена в браке сохраняла свою собственность, иногда даже могла потребовать развода, а после смерти мужа становилась главой семьи.

"В последующие столетия женщин на Руси учить письму перестали, да и среди мужчин грамотность стала большой редкостью, привилегией духовного и (лишь отчасти) аристократического сословий. В результате утраты независимости и разорения сильно понизился общий уровень культуры. Жизнь стала скуднее, население угнетенней. В начале двадцатого века процент грамотных в России, вероятно, был ниже, чем за тысячу лет до этого".

С монгольским вторжением история Руси заканчивается, появляется великое княжество Московское - не европейского, а евроазиатского типа.
"Два с половиной века «жизни в Азии» – а именно в этот период сформировалось московское государство – заложили его фундамент, который сохраняется неизменным, как бы ни реконструировалась надстройка: из мононационального великого княжества в многонациональное царство, потом в военную империю, потом в социалистическую диктатуру, потом в капиталистическую республику".



Такова История Российского государства (первой части,  впереди ещё многотомное продолжение этой истории) в изложении писателя Акунина.

Но тут подоспела очередная украинская "революция" (или евромайдан, или вече - один чёрт), "проводники и движущие силы" которой, думаю, не согласятся с Григорием Шалвовичем (или Борисом).

Неа, говорят, русские - это всего лишь диаспора на территории Украины, бывшей Киевской Руси... На сайте внешнеполитического ведомства директор департамента информационной политики МИД Украины Евгений Перебийнос рассказывает о том, что сегодня на Украине проживает 4 коренных народа: украинцы, крымские татары, караимы, крымчаки. Остальные национальные меньшинства Украины - это диаспоры народов, имеющих свои этнические родины или национальные образования за пределами Украины и, как правило, рассеяны дисперсно среди украинцев.

Короче говоря, "понаехали тут!.."

С Карамзина, конечно, чего уж взять, а писателю-историку Акунину в своей дальнейшей работе не пришлось бы учитывать эти новые тенденции, "факты", излагаемые его друзьями из очень "независимой" страны, которую он активно поддерживает и, напротив, строго осуждает "страну-оккупанта".

А мы потом почитаем...

Ник vera-veritas зарегистрирован

0 коммент :

Отправить комментарий