"Говорящие" цитаты из дневника И.Бунина "Окаянные дни". Навеяно фильмом Н.Михалкова "Солнечный удар".
Как они одинаковы, все эти революции! Во время французской революции тоже сразу была создана целая бездна новых административных учреждений, хлынул целый потоп декретов, циркуляров, число комиссаров, — непременно почему-то комиссаров, — и вообще всяческих властей стало несметно, комитеты, союзы, партии росли как грибы, и все «пожирали друг друга», образовался совсем новый, особый язык, «сплошь состоящий из высокопарнейших восклицаний вперемешку с самой площадной бранью по адресу грязных остатков издыхающей тирании...». Всё это повторяется потому прежде всего, что одна из самых отличительных черт революций — бешеная жажда игры, лицедейства, позы, балагана. В человеке просыпается обезьяна.
Разве многие не знали, что революция есть только кровавая игра в перемену местами, всегда кончающаяся только тем, что народ, даже если ему и удалось некоторое время посидеть, попировать и побушевать на господском месте, всегда в конце концов попадает из огня да в полымя?
Какая это старая русская болезнь, это томление, эта скука, эта разбалованность – вечная надежда, что придет какая-то лягушка с волшебным кольцом и все за тебя сделает: стоит только выйти на крылечко и перекинуть с руки на руку колечко!
Это род нервной болезни, а вовсе не знаменитые «запросы», будто бы происходящие от наших «глубин».
Страшно сказать, но правда: не будь народных бедствий, тысячи интеллигентов были бы прямо несчастнейшие люди. Как же тогда заседать, протестовать, о чём кричать и писать? А без этого и жизнь не в жизнь была.
Достоевский говорит:
«Дай всем этим учителям полную возможность разрушить старое общество и построить заново, то выйдет такой мрак, такой хаос, нечто до того грубое, слепое, бесчеловечное, что все здание рухнет под проклятиями всего человечества, прежде чем будет завершено…»
Теперь эти строки кажутся уже слабыми.
Наши дети, внуки не будут в состоянии даже представить себе ту Россию, в которой мы когда-то (то есть вчера) жили, которую мы не ценили, не понимали, - всю эту мощь, сложность, богатство, счастье...
Кстати, немного о фильме, в основе которого эти два произведения И.Бунина.
Честно говоря, поначалу смотрела вполглаза, показалось немного тягуче. Но потом затянуло...
История с прекрасной незнакомкой в фильме представлена по-иному, чем у Бунина. Нет у классика и мальчика Егория. Персонаж придуман, но оказался классным. Эти его рассуждения о дарвиновской теории происхождения человека бесподобны. Играет мальчик прекрасно.
Хороша также Землячка - одна из организаторов красного террора в Крыму. Здесь она руководит эвакуацией офицеров армии Врангеля на барже...
"Эвакуирует", как выяснилось, на тот свет - баржу затапливают в море.
По иронии Судьбы (и режиссёра) сей мальчик оказался тем самым командиром отряда ВЧК, который и проделывает эту операцию. Понятно, что он узнаёт того поручика из детства (теперь он капитан в группе пленных белых офицеров), но единственное, что может сделать, - заплакать и предпринять попытку перекреститься...
А ведь в детстве ходил в церковь, помогал священнику, а потом
(некстати!) о Дарвине услышал и о происхождении человека. Засомневался: как, и мама произошла от обезьяны, и царь?!
Пришедшие большевики, видать, сомнения усугубили, вытравили Бога и, очевидно, утвердили в понимании обезьяньего происхождения. А потому всё можно...
В общем, жуткая история... оставила очень тяжёлое впечатление. Но фильм замечательный - умный, актуальный, красивый и страшный.
0 коммент :
Отправить комментарий