суббота, 16 марта 2013 г.

Анны Каренины


"...Она смотрела на низ вагонов, на винты и цепи и на высокие чугунные колеса медленно катившегося первого вагона и глазомером старалась определить середину между передними и задними колесами и ту минуту, когда середина эта будет против нее.
"Туда!-- говорила она себе, глядя в тень вагона, на смешанный с углем песок, которым были засыпаны шпалы, -- туда, на самую середину, и я накажу его и избавлюсь от всех и от себя"...
...И ровно в ту минуту, как середина между колесами поравнялась с нею, она откинула красный мешочек и, вжав в плечи голову, упала под вагон на руки и легким движением, как бы готовясь тотчас же встать, опустилась на колена. И в то же мгновение она ужаснулась тому, что делала. "Где я? Что я делаю? Зачем?" Она хотела подняться,откинуться; но что-то огромное, неумолимое толкнуло ее в голову и потащило за спину. "Господи, прости мне все!" -- проговорила она, чувствуя невозможность борьбы. И свеча, при которой она читала исполненную тревог, обманов, горя и зла книгу, вспыхнула более ярким, чем когда-нибудь, светом, осветила ей все то, что прежде было во мраке, затрещала, стала меркнуть и навсегда потухла..."

И вот - в который раз! - очередная прекрасная женщина определяет середину вагона - и...
свет померк.

У романа Толстого "Анна Каренина" богатая кинематографическая биография: в Российской империи было снято 2 фильма; в СССР - 3, из которых один фильм-балет с Майей Плисецой в заглавной роли; наконец, в современной России - один фильм и параллельно телевизионный сериал.

Соединённые Штаты снимали Каренину 5 раз; Великобритания - тоже 5 раз; Франция - дважды. А ещё были Германия, Италия, Венгрия, Аргентина, Куба...

О большинстве из этих работ информация практически отсутствует.




В 1927 г. в США появилась картина с Гретой Гарбо, Джоном Гилбертом и Брэндоном Хёрстом (чёрно-белый немой фильм назывался "Любовь"). Американцы "порадовали" двумя вариантами с разными финалами: счастливая развязка - воссоединение Анны и Вронского после смерти Каренина (для проката в США) и традиционная трагическая - для проката в Европе.

 




В 1935 г. в Голливуде с Гретой Гарбо вышла вторая экранизация романа, которая считается одним из лучших фильмов актрисы.



 
 
А здесь - Вивьен Ли в британском фильме 1948 года. Думаю, мне бы понравился фильм с её участием, хотя, может быть, у неё слишком западное лицо, эта женщина способна решить свои проблемы... И, возможно, самоубийство для неё выглядит не очень правдоподобным. (А , может, это навеяно её игрой в "Унесённых...")
Так же как (кстати) и внешность Греты Гарбо несколько не свойственна образу Анны - слишком много холода и правильности.


1967-й год - советский фильм Александра Зархи, в котором снимались потрясающие советские артисты:

Татьяна Самойлова — Анна Каренина
Николай Гриценко — Алексей Александрович Каренин, Василий Лановой — Алексей Вронский
Юрий Яковлев — Стива Облонский, брат Анны
Борис Голдаев — Константин Лёвин
Ия Саввина — Долли Облонская, жена Стивы
Анастасия Вертинская — Кити Щербацкая, сестра Долли
Майя Плисецкая — Бетси Тверская, двоюродная сестра Вронского
Лидия Сухаревская — графиня Лидия Ивановна
Софья Пилявская — графиня Вронская
Василий Сахновский — Серёжа (озвучивает Клара Румянова)

и многие другие.

Фильм должен был участвовать в Каннском фестивале 1968 г., но студенческие волнения помешали открытию фестиваля и европейская премьера не состоялась.


"Анна Каренина" — фильм-балет 1974 года, поставленный по мотивам одноимённой романа Толстого. В основ его балет Родиона Щедрина, премьера которого состоялась на сцене Большого театра в 1972 году. В заглавной роли Майя Плисецкая.






1997-й год - Софи Марсо в американском фильме Бернарда Роуза. Судя по фото, это неудачный вариант - на мой субъективный взгляд, Анна не могла быть похожей на милую симпатяшку с чёлкой в изображении Софи. У Марсо нежные черты лица, мягкие и по-девичьи невинные. В результате она похожа скорее на неопытную девушку, а не femme fatale.

Некоторые считают, что одной из наиболее подходящих по внешности к образу Карениной была легендарная Алла Тарасова:

Возможно... но для меня главной Карениной остаётся Татьяна Самойлова, обладающая необходимыми внешними данными: контрастной внешностью, нужной плавностью, изысканностью. На фоне окружающих она выглядит настоящим тропическим цветком - необычным и непривычным.



У Самойловой Анна не была грешной или испорченной, и наказана она не за это, а вот именно за свою необычность, экзотичность для своего времени и для общества, а поэтому и не вписалась в привычные рамки. В таком случае тебе здесь делать нечего... Хотя эта трактовка, романтизация образа, скорей всего, отличалась от замысла Толстого.

Но классика предполагает различные интерпретации - правдоподобные или не очень...

В последнее время много обсуждали два последних фильма - Соловьёва (с Татьяной Друбич) и Джо Райта (с Кирой Найтли).

В сериале Соловьёва (кто только и как только не ругал его) образ Анны в исполнении Друбич, по-моему, не особенно удался. Она, в противоположность, например, британской актрисе, какая-то безжизненная, потухшая, обречённая, без капли того романтического мятежного обаяния, каким её наделил писатель.

Некоторые считают, что Соловьёв создал Анну Каренину ХХI века, занесённую почему-то в декорации 19-го. Ей можно сочувствовать, особенно в последние дни — безумные, полные мрачных видений с колёсами кровавого цвета...Тот, кто впервые знакомился с этой историей, мог уже догадаться, к чему идёт дело...

И с "нашим" Вронским вышел прокол: что-то не верится ни в их любовь, ни в страдание, а уж сцена первой близости любовников и вовсе ужасна: в то время как Анна признаётся ему в любви, Вронский (Бойко) стоит обнажённый (с неэстетным антифасадом - спиной и задницей) и спокойно курит! И это любовь? Стоило ли уходить к такому мужчине от того Каренина, каким его сыграл Янковский? (который, кажется, не по-толстовски обаятелен и временами эмоционален). Да, образы-тени Анны-Самойловой и Вронского-Ланового постоянно высоко парят над нынешними героями.


Интересна трактовка британского фильма. Многие согласны с тем, что это - не Толстой, это нечто иное, возможно, талантливое, интересное, необычное (чего стоит показать историю Анны в виде театральной постановки!). И герои в фильме - не герои Толстого, не вызывает отторжения, пожалуй, только Каренин...

Кира Найтли, у которой здесь оказалось так много поклонников, мне активно не понравилась. Конечно, каждый волен представлять героев романа по-своему, но мне трудно согласиться с ЕЁ Анной - жеманной, вертлявой особой, стреляющей глазками, постоянно улыбающейся и кривляющейся. Нет, нет, нет...Таков же и блондин, попрыгунчик Вронский.

Найтли играет молодую, современную и немного истеричную Каренину. Внешне её Анна не выглядит опытной и созревшей женщиной (какой была в романе).

В отличие от предыдущих Карениных, у Найтли совсем не спокойное лицо, нервозность - вот её нормальное состояние, слишком подвижная мимика и даже некоторая истеричность. Кажется, что она все время на грани... В любой момент она готова либо зарыдать, либо бпеспричинно захохотать, либо сорваться на крик.

В отличие от Анны-Друбич Найтли-Каренину не пугает накал страстей, она упивается и своими страданиями. А когда уже не стало сил выдержать эти страдания, наступила трагическая развязка.


Так какая же Анна настоящая? Вопрос риторический - Анна у каждого может быть своя. И в разных фильмах в зависимости от интерпретации её истории, подбирается, меняется и сама Анна, и её облик.

А вообще-то типаж Анны создан и обрисован самим Толстым: "Блестящие, казавшиеся темными от густых ресниц, серые глаза дружелюбно, внимательно остановились на его лице, как будто она признавала его, и тотчас же перенеслись на подходившую толпу, как бы ища кого-то. В этом коротком взгляде Вронский успел заметить сдержанную оживленность, которая играла в ее лице и порхала между блестящими глазами и чуть заметной улыбкой, изгибавшею ее румяные губы. Как будто избыток чего-то так переполнял ее существо, что мимо ее воли выражался то в блеске взгляда, то в улыбке. Она потушила умышленно свет в глазах, но он светился против ее воли в чуть заметной улыбке".



Известно также, что внешним прототипом Карениной стала Мария Гартунг (Пушкина) - дочь Александра Сергеевича. Вот эта:

И, как ни странно, по ней также прошлись колёса, но не поезда, а истории... Кто бы мог подумать, но дочери Пушкина "повезло" дожить до советских времён... в забвении и нищете.



В 1918 году наркому просвещения А. В. Луначарскому напомнили о ней, после чего он ходатайствовал о назначении пенсии. Обследовав условия жизни Марии Александровны "для определения степени её нуждаемости" и "учтя заслуги Пушкина перед русской литературой"(а, каково?), собес выделил ей пенсию. Но было поздно - Мария Александровна умерла в Москве 7 марта 1919 года (86-ти лет). Похоронена на новом Донском кладбище.

Но это уже совсем другая история...

Ник vera-veritas зарегистрирован

0 коммент :

Отправить комментарий