четверг, 25 сентября 2014 г.

М.Ходорковский.Тюрьма и воля



Так называется книга, изданная вскоре после освобождения М.Ходорковского из тюрьмы. Прочла её тогда же, но как-то не было стимула, что ли, настроения писать о ней. А сейчас Михаил Борисович так громко снова дал о себе знать, что решила вспомнить о прочитанном.


Трудились над произведением двое: сам МБХ и соавтор - известная журналистка, автор книги "От первого лица. Разговор с Владимиром Путиным", Наталия Геворкян - работала во многих сми, но я её помню по Эху, когда активно слушала эту станцию. Она как бы дополняет его рассказ, излагая собственную точку зрения на события, связанные с ЮКОСом и последовавшими событиями.

В книге 15 глав с говорящими названиями: "Я хотел быть лучшим", "Политика", "Золотое время банкиров-дилетантов", "Большой бизнес", "1998", "После Ельцина", "При Путине", "Страна меняет вектор" и др.

Михаил Ходорковский решил откровенно (с его, так сказать, "колокольни") рассказать о том, как все происходило на самом деле. Как из молодежного центра вырос банк МЕНАТЕП, а потом - ЮКОС. Как проходили залоговые аукционы, и ЮКОС стал лидером российского и мирового бизнеса. И как потом все это рухнуло.

 Любопытно, конечно, было читать то, что рассказывает он о себе сам: "Жили мы не слишком богато, поэтому вопрос денег стоял всегда. И чем старше я становился, тем острее. Как только появилась возможность заработать — немедленно воспользовался. Попробовал в 14 лет, а с 15–16 работал регулярно. Сначала на каникулах подрабатывал в булочной. Потом папа устроил дворником, потом — стройотряды, работа на заводах во время практики и каникул.

К началу перестройки, то есть к 1985–1986 годам, я заканчивал институт. Заканчивал с красным дипломом, именной стипендией, работая на одной-двух работах: дворником, иногда плотником у себя в Свиблово. Делал встроенные шкафы, ремонтировал двери, рамы. Плюс стройотряды летом. В 1986–1987 годах продолжал то же самое, но еще стал заместителем секретаря комитета ВЛКСМ МХТИ по организационной работе и по ночам подрабатывал на хлебозаводе на Красносельской. Было тяжело. Особенно когда поступил в ВЮЗИ..."

"Я русский... У меня никогда не было проблем на национальной почве (на межличностном уровне). Столкновения с системой? Конечно, были. Но поскольку я не обращал на них внимания и осознаю лишь ретроспективно, то меня эти столкновения не задели (психологически) — Многие упрекают, когда я говорю, что ощущаю себя русским. Некоторые, как я понимаю, считают отказ от еврейства предательством. Но я никогда не воспринимал себя евреем. Если и была какая-то национальная самоидентификация (кроме советской), то только в качестве русского. И отца я никогда не воспринимал человеком иной нации, чем всех остальных, окружающих меня людей. Он, по-моему, и сам себя так не воспринимал. Он же послевоенный московский беспризорник. Какое там "еврейство".


Подробно и много (чересчур) пишет Ходорковский о бизнесе, взаимоотношении с другими бизнесменами, властью, о том, как строилась и развивалась империя ЮКОСа, о своём отношении к работе:
"Для меня, в бывшей моей бизнес-жизни, врать было невозможно: несмотря на многочисленные слухи о моей так называемой «недоговороспособности» (а это один из любимых кремлевских мифов), все, с кем я вел прямые переговоры за годы занятия бизнесом, знали, что я — переговорщик непростой и готов переговоры вести долго. Но никогда — никогда! — я не нарушал обязательств, которые на себя принимал. Даже не могу себе представить, как можно заниматься бизнесом, если нарушаешь договоренности..." В общем, добросовестный, честный, справедливый, неподкупный, пушистый...

Детально и наверное достоверно пишет МБХ о тюрьме, где он провёл так много лет:
"...Нас трое (обычно четверо). Камера — метров 16–18 (с учетом санузла). Санузел выделен загородкой (не до потолка и без двери) с занавеской. Там обычный унитаз, раковина с горячей и холодной водой. Все достаточно новое и чистое. Телевизор (небольшой), холодильник (старенький, но хороший), вентилятор. Четыре койки в два яруса. Металлические. Как в купе поезда, но металл. Окно заклеено непрозрачной пленкой, две решетки (до и после стекла). Форточку можно открывать. Душ раз в неделю. Все чистое. Белье (постельное) меняют. Оно тоже старенькое, но чистое.

Ларек раз в месяц. Без «яств», но все есть. Молоко, кефир, сметана, яблоки, морковь, апельсины и т. д. Это единственное, что в других тюрьмах лучше, так как там больше «сидельцев» и есть «заинтересованные лица». Кроме этого — передачи из дома, но там почти ничего нельзя, а что можно, то безжалостно «шинкуют». Так что одно удовольствие — что из дома. Но это очень важно..."

"...Уезжая, знаю: «зона» — это не страшно. Там живут обычные люди, и твое место в том мире зависит от тебя. Причем от воли больше, чем от силы. Бояться нельзя. Результат — мерзкая, грязная жизнь, которая хуже смерти. А смерть… Что смерть? Риск невелик: две-три на тысячи заключенных в год. И потом, это быстро, а посему — не страшно"...

 Но как, например, удалось Геворкян внедриться в голову Путина и прочесть мысли, овладевавшие им?

"О чем думал 51-летний бывший подполковник КГБ, бывший чиновник питерской мэрии, бывший чиновник Кремля и бывший шеф ФСБ с президентской зарплатой на тот момент 63 000 рублей, глядя в хитрые глаза бизнесмена, в миллиарды раз богаче его, который говорит главному чиновнику страны, что он не разбирается в экономике и геополитике, что вся его «вертикаль власти» — просто коррумпированные халявщики, вооруженные печатями?
Мне кажется, он думал примерно так: "Вот этот очкарик, похожий на отличника, любящий диаграммы и графики… Сорока ведь еще нет, а уже восемь ярдов состояние, если верить Forbes. Да даже если половина. Его ЮКОС стал круче нашего Газпрома. Куда там „Роснефти“, так нет же, еще наезжает… Все норовит захапать…
А цены на нефть растут. Вон, на днях на Лондонской бирже перепрыгнули тридцатку. Американцы войдут в Ирак, старина Буш не остановится. И цены взлетят! И еще миллиарды парню в карман… Смотри, как разговорился. Остальные поосторожнее будут. А этот… И смотрится неплохо… Некоторым дано… Все при нем. И главное — навсегда: и эти бабки, и эта компания, и эта внешность, и самоуверенность. Хозяин… А тут — четыре года, ну восемь, а потом что? А этому уже, собственно, ничего не нужно. У него все есть. Поэтому и не боится, считает себя крутым.

Компанию делает прозрачной, иностранцы ему руку пожимают, забыв про русский бандитский капитализм… Хочет быть белым и пушистым. Благотворительность развел. В политику лезет, хотя я предупреждал… Все рассчитал… А аппетит растет… Что он там про трубу на Китай? Наглый! Думает, что всех купит, если что. А ведь и купятся… Я-то знаю. И он знает, что я знаю.

Честные тут ко мне пришли… Интересно, когда эти ребята в последний раз жили на зарплату? Долго говорит, один за всех. Ну, посмотрим, придет время, будут ли все за одного… Олигархи… А государство — это я. И поэтому они все ко мне приходят и заискивающе хихикают, и ломают себе голову, о чем бы таком важном для государства со мной поговорить. О государстве теперь радеют. Чиновники им не нравятся… А сами полстраны задарма получили. Ох, ребята, поговорить бы с вами в другом месте…"

Классно! Но, кажется мне, подобные мысли тогда (да и теперь) кому только не приходят в голову! Возможно даже и самой Геворкян...

Она многократно и безапелляционно пишет о том, что Ходорковский личный узник Путина: "... он отмеряет ему срок. И к праву вся эта история имеет не большее отношение, чем избрание Путина на третий срок к выборам в нормальном понимании этого слова".

По мнению журналистки, Путин рассматривал Ходорковского как политического противника, и что он не позволит выйти ему из тюрьмы, возможно никогда, по крайней мере
до тех пор, пока Путин находится у власти.
 Но тут она ошиблась: МБХ обратился к Президенту России с просьбой о помиловании в связи с семейными обстоятельствами. И "вопрос был решён положительно".

Вот как говорил Путин:

"Михаил Борисович должен был в соответствии с законом написать соответствующую бумагу, он этого не делал, но теперь совсем недавно он написал такую бумагу и обратился ко мне с прошением о помиловании. Он уже провел в местах лишения свободы больше 10 лет, это серьезное наказание, он ссылается на обстоятельства гуманитарного характера, у него больна мать, и я считаю, что можно принять решение, и в ближайшее время будет подписан указ о его помиловании"...

Указ об освобождении Ходорковского был подписан 20 декабря 2013 года. Сразу после выхода на свободу бывший бизнесмен прилетел на частном самолете в Берлин. Там он дал пресс-конференцию, на которой заявил, что не намерен заниматься политикой, но готов принимать участие в общественных проектах.

В общем, все были счастливы: сам бывший олигарх, его семья, друзья, соратники и просто люди, которые "жалели" человека, так много лет проведшего в тюрьме...

Михаил Борисович говорил, что он устал, что многое понял, что не собирается никому мстить, что он не станет заниматься политикой и т.п. и т.д.

Не исключаю, что не все были уверены в этом на 100 процентов. И они оказались правы.
Прошло немного времени - и МБХ, отдохнув и набравшись сил в стране Швейцария, снова воспрянул.

- Он побывал в Киеве на майдане, съездил даже в Донецк... Позже он скажет об этой поездке: "...у всех нас сложилось одинаковое ощущение, что это зависимые люди, которые получают откуда-то команды. В тот момент мы не понимали, откуда, но, конечно, речь шла о командах от российских спецслужб и каких-то людей из администрации президента..."

- Провел конгресс, встречу между российской и украинской интеллигенцией "Украина-Россия: диалог", где во вступительном слове снова прозвучало:

"...мы не согласны с политикой Президента России Владимира Путина в отношении Украины...

...хотим выразить солидарность с украинским народом, которому кремлевский режим пытается помешать самостоятельно строить свою жизнь...

"... нас возмущает, как российская госпропаганда врет собственным гражданам, и мы хотим рассказать людям то, что сами видим и сами слышим здесь.

Мы собрались для того, чтобы поглядеть друг другу в глаза и еще раз сказать: никакой диктатор, даже самый могущественный, не сделает нас – самостоятельно мыслящих людей – врагами..."

"Самое печальное для нас – россиян, что Президент Путин решает не глобальные стратегические задачи. Он опять, теперь в Украине, использует свои служебные возможности, чтобы отомстить за свою личную обиду. А обижен он за революцию, за изгнание проворовавшегося экс-президента Януковича и его коррумпированного окружения.
Слишком уж, увы, очевидны параллели..."

- В Польше на церемонии вручения ему награды Человек года (от издания «Gazeta Wyborcza» он заявил: "Я боюсь, что политзаключенных в моей стране станет больше"...

- Он постоянно выступает по различным политическим событиям: о выборах на Украине и в России, об экономической свободе и судах в России, о крушении малайзийского "Боинга", о решении суда в Гааге, обязавшего российскую сторону выплатить акционерам ЮКОСа 50 млрд долларов.

- А вот его "пламенная" речь по поводу Украины:
"Мы воюем с Украиной. По-настоящему. Посылаем туда солдат и технику. Украинцы дерутся хорошо, но отступают. Силы, конечно, неравны.

И при этом наша власть беспрерывно врёт. Как врала в 80-е про Афганистан. В 90-е - про Чечню. Сегодня - про Украину. А мы хороним своих вчерашних сослуживцев, друзей и родных, которые сейчас по обе стороны, которые убивают друг друга не потому, что хотят, а потому, что стареющей власти всегда нужна кровь.

Мы все это знаем. Поэтому власть врёт.

А вот почему делаем вид, что верим? Струсили?! Даже думать боимся? А детей терять не страшно?! А в братьев стрелять? Как жить-то потом будем?

И знайте – мы могли и можем это остановить. Достаточно просто выйти на улицу, пригрозить забастовкой. Власть сразу сдуется, она труслива. Но нет, мы будем делать вид, что верим. И плакать на похоронах.

Так вот, я больше молчать не хочу и не буду! "http://khodorkovsky.ru/mbh/statements/stopwar/

- Видимо, с этой целью реанимирован его проект "Открытая Россия".

И наконец, вот оно, главное, ожидаемое: корреспондент французской газеты (кстати, интервью в целом показательно-интересное) спрашивает:

"Хотите ли вы стать президентом России?" Ответ:

"Передо мной не стоит такой задачи. Мне было бы неинтересно быть президентом Российской Федерации, если бы страна развивалась нормально. Но если встанет вопрос о том, что надо преодолеть кризис и провести конституционную реформу, главная часть которой состояла бы в перераспределении президентской власти в пользу суда, парламента и гражданского общества, эту часть работы я готов был бы выполнить". http://khodorkovsky.ru/mbh/statements/lemonde20/

Вот оно... Конечно, все наши сми стали обсуждать заявленное и всячески комментировать.
А чего комментировать, если сие невозможно согласно нашим законам:

"...в ближайшие годы Михаил Ходорковский не сможет по российскому законодательству даже зарегистрироваться в качестве кандидата, отмечают юристы. Как сообщает "Интерфакс" со ссылкой на адвоката Дмитрия Аграновского, после отбытия срока наказания бывший глава ЮКОСа должен еще погасить судимость. А срок погашения судимости составляет около десяти лет. "В новых поправках этот срок недавно увеличили, и сейчас он составляет около десяти лет. И в течение этого времени человек считается судимым и не может избираться в органы власти", - подчеркнул юрист.
 Ну так вот я и не знаю: после всей этой деятельности и заявлений занимается Михаил Борисович политикой или нет? В некоторых сми это его "поведение" объясняют как плату за освобождение - дескать, общественное мнение Запада, а также политики (Германии, например) сильно поспособствовали его освобождению. А теперь (да и нынешняя ситуация с Украиной, Крым, Юго-Восток, заморозка отношений с Европой и США, санкции и т.п.) самое время "приступить к реформе России". И есть подходящий "Порошенко".

В интернете гуляет известный анекдот (в модифицированном виде): "Ходорковский снова хочет стать президентом" - "А что, уже был?" - "Нет, но хотел"...

См.также:
Ходорковский и др.

Ник vera-veritas зарегистрирован

0 коммент :

Отправить комментарий