четверг, 27 февраля 2014 г.

Б.Акунин. Огненный перст

 

Смотрю на рейтинги продаж книг в трёх больших магазинах Москвы: уже несколько недель подряд две позиции из первых трёх занимает Б.Акунин. На первом месте "Огненный перст", на третьем - "История Российского государства".
 


 Стыдно сказать, но до сих пор не дочитала её - уж больно она меня утомила... Через частокол имён, событий, фактов, войн, неурядиц, борьбы за власть доползла, наконец, до Мономаха, вернее, уже до одного из его сыновей (можно сказать, "родного" для нас - Юрия Долгорукого).

Последнюю четверть своей жизни он потратил на то, чтобы занять отцовский престол. "Несколько раз он захватывал столицу и вновь терял её. В конце концов, в 1155 году, уже в старости, всё-таки сел в Киеве, но это не принесло ему власти над всей Русью".

Здесь я закрыла (надеюсь, на время!) Историю (осталась примерно пятая часть книги) и отправилась к другому произведению Акунина - на сей раз художественному - "Огненный перст".


Это сборник, включающий три повести о зарождении Руси (как единого государства) на примерах отдельных вымышленных личностей. Повести, можно сказать, объединяют рассказы о некоем роде "пятнистых" - на лбу героев рассказов просматривается пятнышко, отметка...

1."Огненный перст"
2."Плевок дьявола"
3."Князь Клюква"

Первая повесть, на мой взгляд, самая увлекательная - с элементами детектива, экшена, фэнтэзи, романтики. Герой её просвещённый грек Дамианос -грамотный, умный, цивилизованный (мать - славянка, отец - высокопоставленный грек, сын учился в спецшколе - то ли на шпиона, то ли на диверсанта, то ли на "агента влияния"). И вот он выполняет задание, внедрившись в образе волхва в свиту князя Воислава, вознамерившегося пойти на завоевание греческого города Керкинтия.

Цель нашего героя - заманить войско князька в ловушку к грекам и уничтожить его. Выполнено всё как по нотам...

Вернулся Дамианос домой в лучший город земли - Константинополь (автор с большим уважением и любовью и подробностями описывает прогулку героя по милым местам, встречу с матерью, отцом...

Потом он получает новое задание, не менее сложное и ответственное - и опять к "варварам" - в дикую степь.


Есть у нашего героя большая тайна - особый сон, составляющий главный смысл его существования.
"Сон был редкий, долгожданный. Дамианос видел его два или три раза в год. После особенно хорошего дня, как сегодня. Или - тоже случалось - после особенно плохого.
Всякий раз происходило одно и то же, без изменений".

Конечно, это была прекрасная девушка - Белая Дева, глядя на которую сердце его сжималось от наслаждения. "Он давно догадался, что это Геката, богиня загробного мира и лунного света. Белые волосы подсказали. И сладкое замирание сердца, готового остановиться - то есть умереть".

...Геката ждала его по ту сторону жизни.И он мечтал о ней как о высшей награде..."

Но не нужно было умирать герою - встретил он девушку в реальной жизни, как раз во время выполнения своего нового задания у "варваров", и она полюбила его, и всё было прекрасно, и могло быть так же, если бы не другая женщина...

Чёрная эфиопка Гелия (неполиткорректно будь сказано!), хоть он и приходился ей вроде бы какой-то роднёй, т.к.она тоже была с пятном, а значит они вели происхождение от одного человека (греки, видать, тоже куролесили везде...), но понравился ей Дамианос. А когда узнала о сопернице, ревность победила в женщине, предала их общее дело (она ведь направлялась на задание как его помощница), вдобавок угостила обоих отравленным медком, оставив в его аптечке лишь одну спасательную таблеточку противоядия.

Как поступил наш герой? Конечно, по-рыцарски: спас любимую, а сам ушёл на дно реки (дело происходило в лодке, на которой они отправлялись к нему домой), привязав к телу камень, чтобы тело не всплыло и не испугало блондинку...

"Жди своего бога, милая. Живи и жди. И может быть, однажды..." Тут воздух кончился.

Вот такая история...


Действие второй истории "Плевок дьявола" происходит попозже: в Киев опять же от греков отправлен
императорский посол епископ Агафодор. Ну там, о разных подковёрных интригах со стороны что греков, что русов...Речь шла, в частности, о женитьбе киевского князя на дочери базилевса византийского.

Но это, так сказать, фон повествования.

Принимали посланника, как водится, на широкую ногу. Ответственным за это был государев сын - Святослав Ярославич. Жизнь проводил весело: к законной супруге наведывался в спальню, свой долг исполнял честно, а потом на всю ночь отправлялся в другие сладкие места.

Устроил Святослав в честь гостя великий пир - очень скрупулёзно описаны детали - и как всё было украшено, и что ели, и что пили, и как развлекались...Шуты, шутихи, уроды давали представление. Особенно веселила всех горбунья Кикимора.

Разошёлся Святослав, стал похваляться своей мужской силой и насмехаться над священником-скопцом.

Но не на того напал, как говорится. "Сомнительно мне, так ли уж велика твоя мужская сила? Верно ль, что ты можешь кого угодно, любую женщину, подмять да оплодотворить?"

Поспорили "достойные" мужчины и указал грек на уродку горбунью. Но не смутил этим Святослава...

Как и следовало ожидать, родила уродка славного мальчика (где-то в тёмном углу, думая, что никто ничего не узнает - хотела сразу придушить, но не смогла, так хорош был пацанчик, так его сразу полюбила).

Но прознал о родившемся ребёнке грек Кут - надсмотрщик над челядью. Забрал ребёнка: "Княжий сын - не сучий приплод. Потом решу, как с вами быть. Будете пока у меня в дальней каморке жить... Только гляди, как тебя, Кикимора: никому ни слова..."

А было у младенца на лобике тоже маленькое круглое пятнышко, как капелька мёда...(кстати, у самой Кикиморы тоже - а была она родом из той деревни, где когда-то, давным-давно жила прекрасная Белая Дева).

Ну и, как можно было догадаться, жена Святослава в это же время собралась рожать. Трудные были роды, выписан был настоящий медик (грек, конечно). И родилось нечто мёртвое: "огромная голова на тонкой шейке лепилась к крошечному лиловлму туловищу - без ручек, без ножек"... жуть...

Отправив доктора на тот свет (угостив кипрским вином), Кут рассказал князю о рождённом мальчике у горбуньи.

Туда же (наверное в ад) отправил и горбунью. "На полу бесформенным кулем лежала горбунья. Пальцы на вывернутой руке ещё подрагивали, но дыхания уже не было.
Ребёнка она завернула хорошо, плотно.
На руках у дворецкого дитя проснулось, открыло глазки, вопросительно наморщило лобик с розовым кружком в самом центре.
- Ну здравствуй, княжич пресветлый, исчадие неплодности моей, - тихо сказал Кут. - Будешь сыном не князю - мне. Храни тебя Христос от бессчетных опасностей, подстерегающих сынов человечьих: от тихой смерти младенческой, от мора детского, от буйства отроческого, от злобы завистников, от ревности родичей. А я, что могу, для тебя сделаю. И да вознесёт тебя Господь высоко-превысоко, а с тобою и меня, грешного. Аминь.
Младенец зевнул. Евнух прикрыл светлое личико углом плата. Взял кулёк к груди, под шубу. Понёс."


Третья повесть, "Князь Клюква" (начало XIII века). Эта закончилась более-менее хорошо... Хоть выпало на долю князя Ингваря (с пятном на лбу) много испытаний. Полюбил соседскую княжну Ирину, выкупил из плена у половцев своего брата Бориса - и лучше бы не делал этого, т.к. этот беспутный человек принёс ему немало бед.

Отдать выкуп - 400 гривен - практически всё, что было в казне князька - а "на это надо дружину кормить, двор блюсти, пограничную крепость содержать, дороги-пристани чинить, Божьей церкви кланяться, погорельцам пособлять. Да мало ль расходов!"

И хоть советовал ему Добрыня (боярин) не выкупать Бориса: он изгой, отрезанный ломоть, сам ушёл, по своей воле... решил Ингварь освободить брата.

Потом всё и началось...Гульба, веселье, игрища, турниры, разладил сватовство Ингваря к его возлюбленной, сам к ней посватался, иуда, казну опять опустошил, пошёл на хана войной, чуть всех не погубил,

Но не "злобился" на брата Ингварь, принял решение идти в монастырь...

Но Ирина, какая умница, разобралась в братьях. И, услышав от Ингваря о его решении, сказала: "Брат твой - герой. И собою пригож. Но я с ним быть не хочу. С тобой хочу, - вдруг сказала Ирина, тоже еле слышно. - Коли уезжаешь, возьми меня с собой...Увези меня, милый, - жалобно молвила Ирина. - Всё равно куда. Ничего мне не надо, Только две книги с собой возьму. Сяду к тебе на коня, обнимешь меня крепко, и поедем, куда глаза глядят..."

В общем, видно, хорошо всё кончится: заскучал Борис в своём крошечном княжестве, чувствовал себя там, как в болоте. Тоска его взяла, отказался от всего (и от Ирины тоже) и отправился бродить по свету, счастья искать. Только забрал всю дружину с собой, оставив брата совершенно беззащитным. "Голым тебя оставляю, опомнятся поганые, придут за Тагыза мстить - с кем отбиваться будешь?

- Ничего. Управлюсь как-нибудь, с Божьей помощью. Мне отсюда уезжать некуда".

На том и сказкам конец...


Немного об отношении к прочитанному.

Читать было любопытно (после "Истории..."), но, признаюсь, не особенно увлекательно (хотя, возможно, это мой испорченный вкус). Как и в "Истории...", здесь тоже много (временами даже чересчур) деталей, описаний: и политической ситуации, и хозйственной деятельности, и взаимоотношений между князьями и внешним миром, и отношений в семье, внешней и внутренней жизни русов и греков и т.п. Подобные описания мы уже встречали в "Истории..."

Многие критики Акунина считают, что писатель в этих повестях  проявляет излишнее "русофобие". Не могу с этим согласиться на все сто, но тоже заметила, что автор не скрывает очень хорошего отношения к "товарищам грекам" и, наоборот, фиксируется по большей части на негативных чертах своих героев-русов, их образе жизни, внешнем виде, отношениях между ними и другими героями. 

Но, возможно, так оно и было - автору виднее :-)


Ник vera-veritas зарегистрирован

0 коммент :

Отправить комментарий