среда, 30 сентября 2009 г.

Робинзону Крузо стукнуло 350!


Сегодня очень интересная дата - 350 лет с тех пор, как Робинзон Крузо, потерпев кораблекрушение во время страшной бури, был выброшен на берег угрюмого острова, который он назвал островом Отчаяния. Все его спутники утонули, да и сам он был полумертв.




Но, как оказалось, даже на острове очаяния он не растерял оптимизма. Поразмыслив немного (а времени для этого было предостаточно!), он оценил своё положение:
Худо:
1. Я заброшен на унылый, необитаемый остров, и у меня нет никакой надежды спастись.
2. Я удален от всего человечества; я пустынник, изгнанный навсегда из мира людей.
3. У меня мало одежды, и скоро мне нечем будет прикрыть наготу.
4. Я не могу защитить себя, если на меня нападут злые люди или дикие звери.
5. Мне не с кем перемолвиться словом, некому ободрить и утешить меня.

Хорошо:
1. Но я остался в живых, хотя мог бы и утонуть, как все мои спутники.
2. Но я не умер с голоду и не погиб в этой пустыне.
3. Но климат здесь жаркий и можно обойтись без одежды.
4. Но здесь нет ни людей ни зверей. И я могу считать себя счастливым, что меня не выбросило на берег Африки, гда столько свирепых хищников.
5. Но я успел запастись всем необходимым для жизни, и обеспечить себе пропитание до конца своих дней.

Эти размышления оказали Робинзону большую поддержку. Он понял, что не следует унывать и отчаиваться, а нужно даже в самых тяжелых горестях находить утешение.

А вот какой календарь изготовил себе Робинзон: "По расчетам моим, я попал на этот остров 30 сентября 1659 года. Только по прошествии 14 дней пришла мне в голову мысль завести календарь, чтобы не сбиваться с толку в порядке следования дней и месяцев и чтобы отличить воскресенье от рабочих дней. Так как у меня не было ни бумаги, ни чернил, ни перьев, то я придумал составить календарь в таком виде, в каком, конечно, до этого времени он еще не употреблялся ни разу. Я врыл в землю четырехгранный столб и прибил па верхнем конце его продолговатую четырехугольную доску, на которой крупными буквами вырезал следующие слова:

Здесь пристал к берегу Робинзон Крузо 30 сентября 1659 года

На ребре столба я каждый день делал ножом черту. Седьмая черта была вдвое больше остальных и обозначала воскресенье. Точно так же первый день каждого месяца отмечался еще большей чертой".

Так, видимо, и отмечал все 28 лет, которые провёл на острове.

Что это - художественный вымысел, увлекательное чтиво для детей? И да, и нет...
Даже те, кто никогда не читал знаменитую книгу Даниеля Дефо (неужели есть такие?!), знают, кто такой Робинзон Крузо - это имя давно стало нарицательным. А между тем, у Робинзона был прототип, который на самом деле провел несколько лет на необитаемом острове. Звали этого человека Александр Селькирк.

В предисловии к первому изданию Дефо писал: "Еще до сих пор среди нас есть человек, жизнь которого послужила основой для этой книги", - как считают историки, он имел в виду Селькирка.
Кто же этот джентльмен?

Александр Селькирк - 26-летний шотландский моряк, служивший боцманом на галере "Сенк пор", который повздорил с капитаном и сошел на берег якобы "по собственному желанию". По крайней мере так записано в судовом журнале.

Говорили, что когда галера начала выходить из гавани, Селькирк, внезапно осознавший весь ужас своего положения, бросился вслед с криками: "Не бросайте меня! Я с вами!". Но капитан был неумолим.

Его высадили на необитаемый остров, входящий в архипелаг Хуана Фернандеса, где он и провел более четырех лет в полном одиночестве. И именно эта история вдохновила Даниэля Дефо на написание замечательной книги с длииииинным названием "Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо, моряка из Йорка, прожившего двадцать восемь лет в полном одиночестве на необитаемом острове у берегов Америки близ устья реки Ориноко, куда он был выброшен кораблекрушением, во время которого весь экипаж корабля, кроме него, погиб, с изложением его неожиданного освобождения пиратами, написанные им самим".

(На фото - Остров Робинзона Крузо)
Таким образом, книга принесла всемирную известность не только Даниэлю Дефо, но и прототипу главного героя Александру Селькирку, а ещё и самому архипелагу. Один из его островов (Мас-а-Тьерра) в 1960 году переименован в Остров Робинзона Крузо, другой (Мас-а-Фуэра) - в Остров Александра Селькирка.

Как позже рассказывал Селькирк, прошло восемнадцать месяцев, прежде чем он привык к одиночеству и примирился со своей участью. Но надежда не оставляла его. Каждый день Селькирк взбирался на самую высокую гору и часами всматривался в горизонт. А сколько ему пришлось потрудиться, сколько придумать, изобрести всякого-разного, чтобы хоть как-то наладить "нормальную" жизнь на необитаемом острове.

Селькирк построил две хижины из бревен и листьев, оборудовал их. Получилось, кажется, даже с "комфортом": одна из них была "кабинетом" и "спальней", другая - кухней и, видимо, столовой.

Как Сандрик обновлял свой гардероб - ведь за 28-то лет его первоначальная одёжка поизносилась? За неимением кутюрье он научился создавать себе одежду сам, соорудив иглу из простого гвоздя, а "материал" в виде козочек бегал по острову. Получалось тепло, полезно, эффектно.

Как добывать огонь, он уже знал от первобытных людей, а когда у него кончился порох, наловчился ловить диких коз руками.

(На фото - статуэтка, изображающая Селькирка)
Интересно, что совсем недавно, в 2008 году, на острове Робинзона британские ученые впервые обнаружили место стоянки Александра Селькирка - остатки двух хижин и наблюдательный пункт, стоя на котором, он вглядывался в горизонт в надежде увидеть парус...

Он уже привык к тому, что не с кем пообщаться. Четыре с лишним года - тысяча пятьсот восемьдесят дней и ночей провёл он один на один с природой. Подумать только - сколько же нужно физических и моральных сил, чтобы не впасть в уныние, в отчаяние, чтобы не поддаться тоскливому настроению, депрессии! Какое лекарство от этого? Как оказалось, очень простое - труд. Труд спас и от одиночества, и от смерти, и помог выбраться, наконец, оттуда.

Труд спас и Селькирка, и (еще в большей степени) его литературного собрата - Робинзона Крузо: "Я успокоился и стал гораздо бодрее. До той поры я только и думал, как бы мне покинуть этот остров; целыми часами я вглядывался в морскую даль - не покажется ли где-нибудь корабль. Теперь же, покончив с пустыми надеждами, я стал думать о том, как бы мне получше наладить мою жизнь на острове"...

Таков дар сохранять оптимизм, преподнесённый нам 350 лет тому назад.

Интересно, как долго смог бы современный человек сохранять подобный оптимизм - до разрядки мобильного телефона или чуть дольше?

0 коммент :

Отправить комментарий