понедельник, 19 октября 2015 г.

Пушкин. Лицей


Странное событие случилось в моём блоге. 19 октября 2011 года, в день 200-летия Лицея был опубликован вот этот пост, который пользовался популярностью у моих читателей. Однако позже публикация исчезла "с лица земли", т.е. из блога. Мистическим образом...

Хорошо, что этот пост был продублирован в другом месте, поэтому я могу опубликовать его повторно в блоге. Но ситуация классная - как я могла его удалить - не представляю себе... Может, дух Александра Сергеевича возражал?


   Сегодня, как вы помните, своеобразно-знаменательный день, связанный с Пушкиным. 19 октября 1811 года был открыт Царскосельский лицей, в котором он учился и которому посвятил не одно стихотворение. К тому же, сам Лицей отметил двухсотлетний юбилей.




Как сказали бы сейчас, Александр попал в Лицей "по блату". Это учебное заведение было рассчитано на детей из дворянских, но слабо обеспеченных семей, поступали же сюда только те, кто смог найти хороших покровителей.

Именно так сделал и батюшка будущего поэта, задействовав все свои обширные связи.
Лицей был закрытым учебным заведением, здесь учителя буквально заставляли мальчиков учить уроки, зубрить языки и много читать. В то же время с пониманием относились к самообразованию и поощряли инициативу учеников.

Мне нравится, чему и как там обучали (отнюдь не по Онегину: чему-нибудь и как-нибудь).
Обучение длилось шесть лет, за это время изучались следующие дисциплины:


нравственные — (закон божий, этика, логика, правоведение, политическая экономия);

словесные (российская, латинская, французская, немецкая словесность и языки, риторика);

исторические — (российская и всеобщая история, физическая география);

физические и математические (математика, начала физики и космографии, математическая география, статистика);

изящные искусства и гимнастические упражнения — (чистописание, рисование, танцы, фехтование, верховая езда, плавание).

Ну каково? А мы как пищим, что перегружают бедных деток.
Учебный план лицея неоднократно изменялся, но при этом сохранял гуманитарно-юридическую направленность. Лицейское образование приравнивалось к университетскому, его выпускники получали гражданские чины 14-го - 9-го классов.

Для тех, кто хотел поступить на военную службу, проводилось дополнительное военное обучение, в этом случае выпускники получали права окончивших Пажеский корпус. В 1814-1829 годах при лицее действовал Благородный пансион.

Среди лучших друзей Пушкина А.А.Дельвиг

О Дельвиг мой: твой голос пробудил
Сердечный жар, так долго усыпленный,
И бодро я судьбу благословил.


И.И.Пущин
Поэта дом опальный,
О Пущин мой, ты первый посетил;
Ты усладил изгнанья день печальный,
Ты в день его лицея превратил.



В.К.Кюхельбекер
Опомнимся - но поздно! и уныло
Глядим назад, следов не видя там.
Скажи, Вильгельм, не то ль и с нами было,
Мой брат родной по музе, по судьбам
?


За время обучения в Лицее Пушкин написал (внимание!) 120 стихотворений.

В 1815 году на публичном экзамене в Лицее присутствовал САМ поэт Державин. Пушкин вспоминает об этом так: "Когда узнали мы, что Державин будет к нам, все мы взволновались… Державин был очень стар. Он был в мундире и плисовых сапогах. Экзамен наш его очень утомил. Он сидел, подперши голову рукою… Он дремал до тех пор, пока не начался экзамен в русской словесности… Наконец вызвали меня. Я прочел мои "Воспоминания в Царском Селе", стоя в двух шагах от Державина… Не помню, как я кончил свое чтение, - не помню, куда убежал. Державин был в восхищении; он меня требовал. Хотел меня обнять. Меня искали, но не нашли".
Позже, в романе "Евгений Онегин", помните, Пушкин написал:
Старик Державин нас заметил / И, в гроб сходя, благословил...

О впечатлении, которое произвело это чтение на старого поэта, пишет в своих мемуарах лицейский товарищ Пушкина Иван Пущин: «Державин державным своим благословением увенчал юного нашего поэта... Когда же патриарх наших певцов в восторге, со слезами на глазах бросился целовать и осенил кудрявую его голову, мы все, под каким-то неведомым влиянием, благоговейно молчали» (Пущин И. И. Записки о Пушкине. М.,.1956).

Из стихотворения "19 Октября":

Роняет лес багряный свой убор,
Сребрит мороз увянувшее поле,
Проглянет день как будто по неволе
И скроется за край окружных гор.
Пылай, камин, в моей пустынной келье;
А ты, вино, осенней стужи друг,
Пролей мне в грудь отрадное похмелье,
Минутное забвенье горьких мук.


И через 10 лет после окончания этого учебного заведения поэт напишет такие проникновенные, искренние, благодарные слова, обращённые к своим друзьям-лицеистам и к самому Лицею:

Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он как душа неразделим и вечен -
Неколебим, свободен и беспечен
Срастался он под сенью дружных муз.
Куда бы нас ни бросила судьбина,
И счастие куда б ни повело,
Все те же мы: нам целый мир чужбина;
Отечество нам Царское Село.



Я люблю стихи А.С. Как-то (было такое настроение) я взялась учить его (и не только) стихи. Ну, Евгения Онегина не осилила, а вот есть у него сказочка под названием "Жених" (без ассоциаций) - длинная такая, на 5 страницах. Она мне очень понравилась, такая с детективным сюжетом и очень (на мой взгляд) кинематографичная. Я её выучила, сейчас, к сожалению, всё не вспомню, но тогда она мне помогла выправить настроение.

А вот эти строки надо вызубрить всем:

Если жизнь тебя обманет,
Не печалься, не сердись!
В день уныния смирись:
День веселья, верь, настанет.

Сердце в будущем живёт;
Настоящее уныло;
Всё мгновенно, всё пройдёт;
Что пройдёт, то будет мило

Dixi - добавить нечего

См.также:
Пушкин - дуэлянт

Никнейм vera-veritas зарегистрирован!

5 комментариев :

  1. Не пойму, как это я его делитнула? А сначала подумала чёрт-те что...А виноват новый интерфейс админки;-))

    ОтветитьУдалить
  2. Ответы
    1. Спасибо и Вам - за доброжелательность к моим скромным "трудам".

      Удалить
  3. "Не помню... куда убежал. Державин ... меня требовал. Хотел меня обнять. Меня искали, но не нашли"(Пушкин)
    "Державин ... бросился целовать и осенил кудрявую его голову"((Пущин) У кого-то из них амнезия или глюк?

    ОтветитьУдалить