среда, 7 мая 2014 г.

Сокровища из Бергамо





             
Повезло, можно сказать... Во-первых, посмотреть потрясающую выставку в Пушкинском музее - шедевры из собрания Академии Каррара в Бергамо(причём практически не выстаивая в большой очереди); во-вторых, хоть не надолго отвлечься от реальной жути последних дней.


Ага, помню, был такой шустрый парень Труффальдино в пьесе Гольдони "Слуга двух господ" - как раз из Бергамо (ударение, оказывается, на первом слоге). Но не им славен этот город в Италии.

А есть там Академия Каррара, а в ней шедевры эпохи Возрождения. И случилось так, что Академия уже несколько лет на ремонте, а коллекции картин путешествуют по миру. Вот и к нам приехало 58 шедевров...
"Пока наша академия в Бергамо на ремонте, экспонаты могут гостить на мировых выставках. Для этой, в Москве, мы выбрали самое лучшее - коллекция в таком объеме еще никогда не покидала музей", - отмечает директор Академии Каррара города Бергамо Джованни Валагусса.

"Я даже не припомню, чтобы такая выставка, такого рода произведений в таком количестве, а здесь 58 картин, чтобы она единовременно вывозилась в какой-то другой музей", - говорит президент ГМИИ им. А.С. Пушкина Ирина Антонова.

 

Директор Академии Каррара рассказал о выставке: "Музей Каррары в Бергамо — это маленький музей для Италии, но у нас действительно выдающееся собрание великих мастеров. В 1793 году граф Джакомо Каррара подарил городу Бергамо свою коллекцию. Изначально музей Каррары был открыт для школы изящных искусств, но в дальнейшем крупные итальянские коллекционеры продолжили дарить музею новые шедевры, и он постепенно превратился в "музей коллекций". Всего у нас в собрании около 2000 произведений. В Москву мы привезли около 60 работ эпохи Возрождения: с середины XV до середины XVI века. На одной выставке можно увидеть три разных периода итальянского Ренессанса: его зарождение, расцвет и угасание..."

Из известных и даже очень известных произведений - полотна знаменитого Джованни Беллини - учителя Тициана.

Оказывается, в российских собраниях нет ни одной картины великого итальянца (однофамильца выдающегося композитора), и его работы пока ни разу не привозились из-за рубежа.


У Беллини множество полотен, посвященных образу Мадонны с младенцем. Здесь, на выставке, представлены две картины. Вот одна из них.
Виктория Маркова, куратор выставки, объясняет: «Мадонна как бы излучает золотое сияние. Это не свет, который падает на ее плащ, это, скорее, тот божественный свет, который излучает она сама». Подобного эффекта художник, писавший на деревянной доске, достиг, наложив настоящее золото поверх ярко-синего одеяния Мадонны.


Искусствоведы отмечают также "Портрет герцога Лионелло д’Эсте" Антонио Пизанелло, написанный в 1441 году. Вот этот господин, изображённый в профиль (прямо скажем, не красавец, даже при том, что художник, как водится, наверняка польстил ему) правил провинцией Ферраре, в которой (позже) родился знаменитый "пророк" Савонарола. Портрет кисти Пизанелло  - один из первых станковых портретов эпохи Возрождения и по праву считается шедевром. Подобные старинные работы, выполненные на дереве, "путешествуют" в исключительных случаях. 


А это - Лоренцо Лотто и его знаменитое "Мистическое обручение святой Екатерины".  Виктория Маркова объясняет: "Там Лотто изобразил прекрасный пейзаж. Как бы город Иерусалим, но изобразил он Бергамо...
А во время итальянских войн случилась беда - французский солдат просто вырезал часть картины и забрал с собой - так сильно она ему приглянулась".

Хорошо знакомый нам Сандро Боттичелли... "Благословляющий   Спаситель"- одна из последних работ мастера,  "История Виргинии",



знаменитый "Портрет Джулиано де Медичи". У этого портрета есть три разные версии: две хранятся в Берлине и Вашингтоне. Различаются они фоном, но на каждой обязательно присутствует окно или дверь - что трактуется как  открытые пути в небеса для вечной жизни. Изображённого на портрете Джулиано Медичи убили заговорщики прямо во время мессы во флорентийском Duomo. Позже с подачи  Савонаролы  семью Медичи изгнали из Флоренции.

Кстати, под влиянием Савонаролы  Боттичелли и сам превратился в религиозного фанатика.


Франческо ди Симоне да Сантакроче. 
Благовещение. 1504.






 
 
Джованни Баттиста Морони. Портрет девочки из семейства Редетти. 1570.
Очаровательное создание и каков наряд!


Выставка «Великие живописцы Ренессанса из Академии Каррара в Бергамо» открыта до 27 июля.


Посмотрела также часть уникальной коллекции русского искусства супругов Беккерман — арт-дилеров и владельцев нью-йоркской ABA Gallery. На выставке "Искусство как профессия" экспонируются работы Гончаровой, Коровина, Фалька, Судейкина, Анисфельда, Бурлюка, многие из которых в России никогда прежде не выставлялись. Но с этой выставкой следовало бы знакомиться отдельно...


Ник vera-veritas зарегистрирован

0 коммент :

Отправить комментарий