среда, 12 октября 2011 г.

О "пагубных страстях" и "вредной литературе"


Музей Тиссена-Борнемиса,
Лот с дочерьми

Размышления эти навеяны недавним провокационным предложением протоиерея Всеволода Чаплина проанализировать "Лолиту" Владимира Набокова и "Сто лет одиночества" Габриэля Гарсиа Маркеса на предмет "пропаганды" таких человеческих грехов, как педофилия, инцест и, наверное, иных - подобных.

Не собираюсь осуждать г-на Чаплина, дискутировать с ним - уж столько всего было сказано по этому поводу и в прессе, и на ТВ, и в интернете - в основном народ не одобряет церковного человека;-))

А я просто хочу "пролистнуть" некоторые страницы книг, в большом количестве (десятки тысяч страниц!), прочитанных в своё время в университете. Ох, как ныли мы на сессиях! А теперь думаю: как здорово, что я всё это (ну, может, не всё;-)) читала, а то, глядишь, побросают книги в костёр (как в прекрасном рассказе Брэдбери). Не знаю, правда, что будет в таком случае с интернетом;-))

По-моему, это товарищ Маркс выразился о Греции как о колыбели цивилизации. Поверим в это и отправимся в Древнюю Грецию, вспомним некоторые мифы и легенды, литературу, на которой "произрастала" современная цивилизация, благо, сохранилось многое.
Так вот этого самого инцеста (т.е. кровосмешения, половой связи между близкими кровными родственниками - родителями и детьми, братьями и сёстрами), грубо говоря, навалом.

У Гесиода (много веков до новой эры) в поэме о Хаосе: у дочери Хаоса (её имя Ночь) от него рождается День. Гея (Земля) - мать Урана (Небо) - оба нарожали кучу первобытных чудовищ, потом они, правда, исчезли...

Наверное, эти "случаи" назвать инцестом можно с натяжкой, ибо куда пойдёшь - ау!- никого вокруг нету, надо пользоваться тем, что есть поблизости;-))

Потом возникает мир греческих богов, а инцест становится их образом жизни. Вся древняя мифология наполнена подобными сюжетами.

Чего только ни вытворял верховный бог Зевс - частенько "вступал в брак" со своими сёстрами (одна из них, например, Гера- его законная супруга), уж не говоря о смертных женщинах...

Что касается "смертных", то поначалу браки между братьями и сёстрами не осуждались, однако постепенно отношение к этому меняется. Так, если у Гомера в "Одиссее" шесть сыновей и столько же дочерей Эола прекрасно себя чувствовали, пережинившись между собой, то у Еврипида папаша Эол, как говорится, "понудил" к самоубийству одну из дочерей, которая стала любовницей собственного брата.

В Никтимену влюбился собственный папенька - царь Лесбоса и, как говорится, совокупился с ней (изнасиловал). По одной из версий (а их тоже немало) "бедная девочка" от стыда пряталась в лесах, и богиня Афина из сочувствия превратила её в сову - стыдливую птицу, избегающую дневного света и появляющуюся только ночью.

По другой версии - более поздней, римской (у Овидия в "Метаморфозах") она - дочь царя эфиопов и сама, что называется, "героиня", хитростью "соединяется" с отцом. А, "осознав содеянное преступление", избегает дневного света.

"О преступлении том, которое знает весь Лесбос,
Разве же ты не слыхал? Никтимена на ложе отцово
Как покусилась? Она, - хоть и птица, - вину сознавая,
Взоров и света бежит и стыд скрывает во мраке,
И прогоняют ее все птицы в просторе небесном".


(Ах, как изъяснялись прежде: "на ложе отца покусилась", а теперь одним грубым словом;-))

Или эта "жуткая история", рассказанная Еврипидом, про Эдипа, отца его Лая и мать Иокасту... Предыстория долгая, но суть в том, что сынок Эдип, случайно убив батюшку, стал вместо него царём, "наследовав" и его супругу Иокасту, т.е. свою собственную мать. Родили вместе двух сыновей и двух дочерей (в том числе весьма известную в других произведениях Антигону).

Когда всё это раскрывается, то Иокаста, не выдержав позора, убивает себя (по одной из версий она закалывает себя на поле боя, где сражались между собой ее сыновья от Эдипа). Сам же Эдип выкалывает себе глаза, обрекая на слепоту, так как считает себя недостойным смерти.

То есть в этих случаях уже видно осуждение подобных деяний, это считается позором, преступлением, которое, как правило, требует возмездия. И оно (возмездие) приходит...

Кстати об упоминавшемся острове Лесбос. Разве кто-нибудь не слышал о прекрасной поэтессе Сапфо ("Сапфо фиалкокудрая, сладкоулыбающаяся, чистая...", — писал о ней её друг поэт Алкей.
Сапфо, фреска в Помпеях
Посмотрите, какой её представляет художник - правда, чудо?). Рассказывают (но может просто сплетничают, завидуют) об особом отношении к девушкам... Поди теперь, проверь, хотя стихи оставила интересные (их бы тоже не мешало "проверить":-))

Или девчачьи "шалости" вроде "я схожу с ума, мне нужна она" не в счёт и к "порочным страстям" не относятся?)

По поводу отношения Сапфо к женщинам уже в древности существовало множество неоднозначных мнений. Современные понятия "лесбийская любовь" и "лесбиянка" связаны с Сапфо и ее кружком, где подруги и ученицы поэтессы обменивались стихотворениями о любви, зачастую откровенного содержания. Вот как, например, это:

Сапфо, "К моей любовнице"

Блаженством равен тот богам,
Кто близ тебя сидит, внимая
Твоим чарующим речам,
И видит, как в истоме тая.
От этих уст к его устам
Летит улыбка молодая.

И каждый раз, как только я
С тобой сойдусь, от нежной
встречи
Замлеет вдруг душа моя
И на устах немеют речи...
А пламя острое любви
Быстрей по жилам пробегает...
И звон в ушах... и бунт в крови...
И пот холодный проступает...
А тело, — тело всё дрожит...
Цветка поблекшего бледнее
Мой истомлённый страстью
вид...
Я бездыханна... и, немея,

В глазах, я чую, меркнет свет...
Гляжу, не видя... Сил уж нет...
И жду в беспамятстве... и знаю —
Вот-вот умру... вот умираю.

  (Перевод В. В. Крестовского)

Продолжение (о "развращающей" нас литературе) следует


Никнейм vera-veritas зарегистрирован!

10 комментариев :

  1. Ха-ха! Такой невинный пост, а в Твитере нашли в нём контру, что ли? Проверяют и не пропускают его в качестве рекламного в Твайте;-((

    Ну и ну!

    ОтветитьУдалить
  2. И ещё меня там забанили - запрещено размещать твиты. Чудны твои дела, Господи!

    ОтветитьУдалить
  3. Рекламная кампания по-прежнему заблокирована, твит, якобы, находится на какой-то проверке.

    Отправила письмо в "поддержку" с вопросом why? Посмотрим, что ответят

    ОтветитьУдалить
  4. Не собираешься снять этот твит с рекламной кампании? "Историю" вон как активно и без этого читает народ))

    ОтветитьУдалить
  5. Но мне хочется всё-таки понять, что случилось...
    Кстати, и в "Тындексе" почему-то все эти ссылки на пост тоже отсутствуют. Смеххх!

    ОтветитьУдалить
  6. А что с продолжением "завлекательных" историй? Будет?

    ОтветитьУдалить
  7. Конечно, как раз о тех авторах и книгах, что говорил Чаплин: Набоков, Маркес и кто-нибудь ещё. Полно ведь людей, которые не читали их, а только слышали "звон":-))

    ОтветитьУдалить
  8. Попросили изменить содержание твита;-))
    Но пока не разблокировали, ибо проверяют;-))

    ОтветитьУдалить