суббота, 29 марта 2008 г.

О Патриотизме Русского Народа


Обновление: 05.02.15

Написано сие давненько, "на заре" моей блогерской жизни, но согласна с этим и поныне. А многое из того, что тогда казалось "слишком", сегодня провозглашается сплошь и рядом. И ещё в более острой, а то и в скандальной форме.

Часть первая

Люблю отчизну я, но странною любовью, помните, да? это Лермонтов писал более полутораста лет тому назад.

Говорить о патриотизме в России - вещь неблагодарная и даже небезопасная - того и гляди обзовут. Но я, пожалуй, решусь - хотя бы поставить некоторые вопросы.


На днях в утреннем Развороте на "Эхе Москвы" проводилось очередное телефонное голосование (они ужасно любят проводить голосования слушателей - выяснять их позицию по тому или иному вопросу).

А вопрос был любопытный: хотите ли вы, чтобы вновь избранный президент США (!) относился к России жестко или более мягко? Около 80% проголосовавших были за жесткую позицию по отношению к России.

На следующий день разговор на эту тему продолжился. Это было вызвано тем, что накануне один из претендентов на президентство в США выступил очень резко по отношению к России, назвав ее реваншистской страной и предложив изгнать из восьмерки, взамен принять туда Индию и Бразилию. И кроме того распространить влияние НАТО от Балтийского до Черного моря.

Ведущий, изложил все это, еще более обострил проблему, предположив, что, если американцы изберут президентом этого политика, возможно, что Россия вскоре будет причислена к "оси зла" и даже не исключена вероятность атомной войны. Ну, это он специально настолько всё обострил, доведя, можно сказать, до абсурда.

И повторил свой предыдущий вопрос: хотели бы вы, чтобы в США был избран президентом этот претендент.

Каков результат? Вы угадали... Около 70% проголосовавших сказали ДА! Конечно, это не те 70%, которые проголосовали за Медведева (на Эхе принимают около тысячи звонков, поэтому 70% равняются примерно 500-700 человекам), но факт налицо.

В "этой стране" (ужасное и очень показательное выражение) есть люди, которым не просто наплевать на "эту страну", но которые явно ненавидят ее, презирают, желают ей и народу всего наихудшего , вплоть до уничтожения, завоевания другими. Есть же такие "патриоты", которые сожалеют, что Россию не завоевали в одну из последних войн (Франция, Германия).

Кто-нибудь может назвать другой народ, другую страну, граждане которой желали бы для нее подобного? Я - нет.

Отчего же русские так ненавидят свою страну, свой народ, а значит и себя самих? И эта нелюбовь, эта ненависть "читается" другими народами и передается им и их отношению к русским и России.

Что сделали в первую очередь страны, вышедшие из состава СССР и получившие независимость? Отказались от русского языка. Кто сегодня говорит на русском языке в странах Балтии, в Грузии? Только люди старшего поколения, молодежь больше не желает изучать этот язык.

А как поступают русские в ситуации обострения отношений России с Британией? Интенсивно учат английский, отправляют своих детей учиться в Лондон и всеми силами стараются перебраться туда же, наверное, декламируя известные стихи того же поэта:

Прощай, немытая Россия,
Страна рабов, страна господ,
И вы, мундиры голубые,
И ты, им преданный народ.


И гори, эта Рашка, синим пламенем.

Эх, уроды мы, уроды...


Часть вторая

А тут прочитала интересную историю об удивительном иностранце.
Чего только не делал телепродюсер Бруно Бекман, чтобы выучить русский язык: и водку пил, и помощником рыбака работал, и официантом. Он бельгиец, живет и в Европе, и в России, прекрасно, без акцента, говорит по-русски. Русской крови у него ни капли. Всю свою семью он заразил неизлечимой страстью ко всему русскому.

Приехав в Россию на несколько месяцев, он остался здесь на 11 лет.

"Я просто оказался в нужный момент в нужном месте. Каждый день я вставал с улыбкой. Я человек из маленького города маленькой страны, а в Москве у меня висела огромная карта огромной страны. Вы себе не представляете, что такое жить и понимать, в какой огромной стране ты живешь. Это может понять только человек из маленькой страны".

"Я знаю реальность и знаю военную жизнь, я провел два года (1994-1996) в Чечне. Но я люблю людей, люблю ту первую в моей жизни русскую деревню между Москвой и Владимиром, где сломался наш автобус, и моя любовь к России с годами только сильнее".


Бруно и всем своим друзьям говорит: если хотите почувствовать жизнь - езжайте в Россию. Таким образом он уже дюжину человек обратил в свою веру. Многие путешествуют по России, некоторые женились и живут тут. Первой была "обращена" мама Бруно.

"Мама выучила русский язык в 65 лет. Как вы догадываетесь, моя жена тоже влюблена в Россию. Это у нас семейное".


Бруно говорит о России, задыхаясь от восторга. Слушать его признания, - говорит журналист, - одно удовольствие. Но тому, кто так великолепно знает наш язык, не хватает слов выразить свою любовь.

"Знаете, в жизни я видел один кошмарный сон - что я забыл русский язык".


Я восхищаюсь этим человеком.


воскресенье, 9 марта 2008 г.

Путешествие за мечтой


Однако, задала ты мне задачку, Татьяна .

Мои красивые мечты о странствиях пока затаились где-то глубоко-глубоко.
В это время года горизонт желаний, к сожалению, съёживается, и я буквально тащу себя за волосы из состояния ничего-не-хотения (просто отдохнуть, отлежаться где-нибудь в Подмосковье).


А вот в апреле, скорей, в мае, очнусь от сомнамбулизма, подзаряжусь, наверное, от Солнца, зелени и цветов, и начну ХОТЕТЬ.

Ну, куда бы я очень хотела поехать? Не могу сказать конкретно: вот туда-то... Знаю, что не хочу ни в Африку, ни в нынче модные (и, наверное, очень достойные) страны Юго-Восточной Азии.

Меня совершенно не привлекает так называемый пляжный отдых-туризм.

Я - приверженец западной культуры - это раз. А во-вторых, благодарный и впечатлительный турист, влюбляющийся буквально в каждое новое место, куда хочется возвращаться вновь и вновь (это могут быть и Кижи, и Юрмала, и Ташкент...)

Но сердце мое принадлежит (пока!) двумя совершенно непохожим городам. И ничего необычного.

Если я скажу, что готова ездить в Париж каждый месяц, это не оригинально. Причем, никаких групп туристов, а просто бродить по улочкам, проспектам и бульварам, паркам и скверам, наматывая километр за километром. Это - мой город: светлый, радостный, всегда праздничный.

А вот легендарный "вечный город" на семи холмах - Рим - это иное потрясение. Бродишь по его известным, знаменитым местам - и буквально задыхаешься от восторга и ощущения того, что ты ЗДЕСЬ, где уже тысячи лет назад бурлила жизнь, о которой ты читала, как некую легенду, сказку, а вот тут, рядом, кажется, завернешь за угол - и очутишься совершенно в ином измерении.

Возможнго, для кого-то, например, Колизей - просто древние развалины, а я, стоя внутри этого величественного памятника, пытаюсь представить, как эти 50 тысяч зрителей, приходившие на игрища и представления, которые длились (с ума сойти!) 100 дней, как они на поединках гладиаторов бесновались и в едином порыве: то ли дарили жизнь проигравшему, то ли отправляли его в иной мир.

Я испытываю благоговейный трепет, глядя на Пантеон, на руины храмов Римского Форума, на собор Св. Петра, а то и сидя на Испанской лестнице, или выполняя ритуальное действо - бросание монетки в знаменитый фонтан Треви. И поскольку моя монетка там тоже есть, надеюсь когда-нибудь вернуться...

Или ещё одно любопытное пожелание - Тбилиси. Только хочется невозможного: без политики, без уличных страстей, а в добрый, красивый, веселый город - обязательно к друзьям, которых, увы, там уже нет...

Вот такое получилось мечтание-воспоминание.

вторник, 4 марта 2008 г.

О Пользе и Вреде Высшего Образования


Что-то в последнее время оживилась дискуссия на эту тему .

ДА КОМУ ОНО НУЖНО ЭТО ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ?

Так считают некоторые крутые юзеры, все помыслы которых направлены на то, чтобы заработать в интернете.


Ну, если это основная цель в их жизни и они намерены ограничить свое жизненное пространство виндоусским окном (приобретя некоторые навыки), то, возможно, и не стоит занимать чье-то место в вузе.

Однако насколько же комично выглядят критики высшего образования (теоретизирующие и оправдывающие точку зрения о его ненужности), которые сами при этом не имеют этого образования.

Когда же о бесполезности высшего образования говорит человек, получивший его, мне становится жаль:

- во-первых, его самого - за потерю времени, бесцельно проведенные в вузе годы; правда, он приобрел корочки, но вместе с ними массу негативных эмоций;

- во-вторых, того человека, чье место он украл и по-дурному им распорядился. Того, кто остался "за бортом": сколько толковых людей не смогли поступить в университет из-за того, что "не прошли по конкурсу", а попали туда те, кому от университета нужны лишь новые знакомства да "острые ощущения", возможность ездить по студенческому проездному и косить от армии, из-за того, что туда поступили те, кто даже не знает, чего хочет от этой жизни?

- в-третьих, его родителей, ибо их усилия (моральные, материальные), оказались тщетными, а любимое чадо - несчастным;

- в-четвертых, пафосно говоря, общество, которое потряло еще одного нужного специалиста и которое финансировало его бесцельную и неэффективную прогулку в вуз.

ВСЁ-ТАКИ ЗАЧЕМ ЛЮДЯМ ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ?

Исследования на эту тему говорят о следующем: на первом месте, отвечали исследуемые, их привлекает профессиональный рост, возможность устроиться на хорошую работу (48%), сделать карьеру (28%), стать хорошим профессионалом в своей области (26%).

Некоторые россияне - "романтики" хотят с помощью высшего образования оказаться в культурной, образованной среде (8%); выйти за рамки своего окружения, повысить свой социальный статус (9%). Кстати, прагматичные американцы говорят, что образование - единственный шанс выбиться в люди. Это - главный приоритет в каждой семье.

10% бегут в вузы, чтобы не служить в армии.

А есть и такие "чудаки"(15%), для кого важны "знания ради знания", ради расширения кругозора, и никаких прагматических соображений.
И мне они нравятся.

ЧТО ТЕБЕ ДАЁТ ТВОЙ УНИВЕР?

спрашивали студентов. И вот их ответы (орфография сохранена):
- интересные знакомства и халявный инет;
- хороших друзей,которых я очень люблю, а ещё геморой во время сессии;
- хороших друзей и фундаментальные знания;
- дает теоретические знания, вообще дает много чего;
- я узнаю много интерестного о мире, я кроме универа, например, изучаю програмирование;
- знания!;
- высшее образование, благодаря которому я смогу устроиться на работу, зарабатывать деньги, иметь все, что мне надо.

Многие пришли в университет без всякой на то причины.. Просто так надо! Мама с папой учились в университете, их братья и сестры учились в университете, все учатся в университете, "без образования сейчас никуда".
Стереотипы, стереотипы...

НЕ ХОЧЕШЬ ОСТАТЬСЯ МАРГИНАЛОМ - УЧИСЬ!

В последнее время наметилась интересная тенденция - стремление получить второе высшее образование. Причем популярность его растет из года в год.

Почему же эти люди обрекают себя на подобные мучения? Мотивация мнообразна:
- недостаток знаний, квалификации;
- работа по специальности, далекой от указанной в дипломе;
- желание продвинуться по карьерной лестнице: перейти на выcшую должность или получать большую зарплату;
- имеющиеся знания устарели;
- специальность стала невостребованной;
- разочарование в специальности и желание получить новую;
- потребность сменить сферу деятельности;
- подстраховаться - "на всякий случай" иметь еще специальность.

Получить второй диплом сегодня довольно легко (при наличии денег и желания учиться!). В большинстве вузов не надо сдавать экзамены, достаточно собеседования. Учеба длится всего 2-3 года. Есть варианты очного, заочного и вечернего обучения. Все больше используются приемы и методы дистанционного образования.

Лидеры второго высшего - финансовое и экономическое образование (по 32% каждое). Затем идут юридическое образование (29%) и компьютерные технологии (28%). Далее с большим отрывом - медицина (13%) и инженерно-технические специальности (12%). 10% хотят стать чиновниками - получают образование в сфере государственной службы.

Сейчас дополнительное образование, в том числе и второе высшее, переживает некий бум. Где-то это, возможно, дань моде, но очень часто это необходимость быстрой смены жизни.

Чтобы достичь успеха в жизни, недостаточно быть специалистом в одной области, нужны знания и в смежных областях.

Это подтверждают биографии успешных руководителей крупнейших компаний России. Так, Олег Дерипаска имеет два высших образования, полученных в МГУ и Российской экономической академии им. Г.В. Плеханова;

Анатолий Чубайс дополнительно к диплому инженерно-экономического института им. Пальмиро окончил факультет повышения квалификации Московского энергетического института, Владимир Евтушенков - также имеет два высших образования: МХТИ им. Д.И. Менделеева и экономический факультет МГУ.

Говорят, что учиться на втором высшем легче, чем на первом, так как имеющийся опыт работы помогает лучше воспринимать и запоминать новые знания, сопоставляя их с имеющимися.

НЕ ХОЧУ УЧИТЬСЯ...

А как насчет качественных компьютеров, навороченных мобильников, смартфонов и т.д.?

А кто нас будет лечить, изобретать лекарства, избавляющие детей и нас, любимых, от страшных болезней?

А разве мы не хотим летать на комфортабельных, безопасных самолетах? Ездить на автомобилях с климат-контролем и другими штучками, заботящимися об удобстве и безопасности?

И так далее, и тому подобное... Кому предъявлять требования?

Что-то мне подсказывает, что все это могут сделать (и делают) не выпускники средней школы или кулинарных техникумов (какими бы талантливыми они ни были).

Только не надо приводить в пример Билла Гейтса. Да, он покинул Гарвард после второго курса. Но симпатяга Билл создавал свою империю в компании с другими яйцеголовыми парнями (среди которых есть и наши - и они отнюдь не выпускники средней школы).

Есть, возможно, некоторые отступления, исключения для людей искусства. Там, где талант дается от Бога. Но балерине, умеющей крутить бесконечные фуэте, отнюдь не повредят систематизированные (а не нахватанные) знания из истории мировой и отечественной культуры, литературы и искусства, различных эпох, традиций, нравов, уклада жизни народов мира. Не говоря уже о писателях, журналистах. Конечно же, их никто не научит писать в литинституте или на журфаке, но дадут (а ты возьми!) такой контекст, который позволит по крайней мере выражать свои мысли - и желательно грамотно.

Ладно, не бейте меня больно, а то попаду, не дай Бог, к такому доктору, который в свое время относился к высшему образованию как выполнению тяжелой повинности.